Принцип у вэй

У-ВЭЙ

недеяние) – в китайской религиозно-философской традиции отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным миропорядком. Следуя принципу недеяния, мудрый человек упорядочивает окружающую его действительность и гармонизирует мир. Категория “у-вэй” занимает важное место в философии даосизма.

Оцените определение:

У-ВЕЙ

кит.-«не-деяние») – основная цель и главный метод даосской практики психической саморегуляции, условие постижения Дао.

«Не-деяние» означает ненарушение закона естественности, принцип ненанесения вреда природе. У-вэй это не бездействие, а действие, сообразуемое с законами природы, разумная соизмеримость с естественным ритмом, с постоянно меняющимися условиями. Поэтому мудрый человек предпочитает «недеяние», то есть делает только то, что требует от него Природа: поддерживает собственную жизнедеятельность, размножается и выполняет ту работу, к которой наиболее приспособлен. Такой человек равнодушен к мирской славе, роскоши и излишествам; он предчувствует неблагоприятные изменения в природе и загодя готовится к ним; он достигает наивысшего совершенства в своей профессии и пользуется уважением окружающих. Однако главное положительное свойство «недеяния» заключается в том, что оно позволяет постоянно следовать своему Дао и достигнуть бессмертия.

Оцените определение:

У ВЭЙ

кит., букв. — недеяние, отсутствие деятельности) — термин китайской философии, в особенности даосизма.

Состоит из иероглифов «у» («отсутствие/ небытие», см. Ю—у), выполняющего роль оптативного отрицания, и «вэй» («деяние, свершение, осуществление»), означающего целенаправленный процесс деятельности по достижению конкретного состояния. Согласно прямой дефиниции «Мо-цзы» (гл. 40, определение 75), «вэй — это стремление к желаемому (юй) на основе исчерпывающего знания (чжи чжи)». Даосы, провозгласив отказ от своевольного целеполагания и высмеяв веру в исчерпывающее знание, выразили в отрицательном понятии «у вэй» принцип невмешательства в естественный порядок вещей и ход событий ни с этических (конфуцианство, мо цзя), ни с прагматических (мо цзя, легизм) позиций. У юй предполагает, однако, специфическую (органическую и спонтанную) активность в виде «осуществления недеяния» (вэй у вэй), «занятия делом недеяния» (чу у вэй чжи ши), чему присуща универсальная результативность, ибо такова сущность «постоянно бездействующего (у вэй), но все осуществляющего дао» и таково воплощение дэ («Дао дэ цзин»,2,3,10, 37,51,63, уточняющие определения даны также в гл. 36 «Гуань-цзы» и гл. 20 *Хань фэй-цзы»). В «Чжуанцзы» (гл. 7) у вэй, воплощающееся в самопроизвольном «превращении вещей» (ухуа, см. У), приобрело мистическую окрашенность как способность подобного пустоте или зеркалу совершенного человека выходить за пределы естества и «побеждать вещи» (шэн у), что стало теоретической основой для т. н. религиозного даосизма и производной от него «алхимии». В противоположность этой тенденции в синтезировавшем даосизм с другими философскими учениями трактате «Хуайнаньцзы» у вэй рационализировано как «следование вещам» (инь у) и «совершение дел в соответствии с принципами» (сюнь ли эр цзюй ши, см. -Ти-принцип). Данную позицию укрепил Ван Чун, отождествивший у вэй с «небесной (природной)» (тянь) «естественностью» (цзы-жань), благодаря которой «вещи самоосуществляются» (у цзы вэй) («Лунь хэн», гл. 54). Конфуцианство также признавало принцип «недеяния», но распространяло его лишь на личность императора, который должен быть восприимчиво-пассивным проводником общекосмических импульсов в социальную сферу («Лунь юй», XV, 4). Согласно конфуцианству, из круга деятельности «благородного мужа» (цзюнь цзы) исключались «малые пути (дао)» (там же, XIX, 4) и она существенно ограничивалась в экстремальных ситуациях — траура или отсутствия дао в государстве (там же, XVII, 21, VIII, 13).

Лит.: Древнекитайская философия, т. 1—2. M., 1972—73; Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990.

А. И. Кобзев

Оцените определение:

У-ВЭЙ

кит. — недеяние, действие через неделание) — принцип даосской философии, одно из центральных понятий «Дао-дэ-цзин». У.-в., наряду с цзыжань (естественностью) оформляет и конкретизирует способ движения дао и дэ. «Дао постоянно осуществляет недеяние, тем самым нет ничего, что бы оно не делало» (37 чжан «Дао-дэ-цзин»). Черпая источник внутренней силы в «безмолвии» и «небытии», У.-в., согласно Лао-цзы, первичнее любого деятельного импульса, любой наступательной активности. Доходить до недеяния следует путем непрерывного уменьшения своих желаний, а поскольку недеяние присутствует всюду, способности человека становятся безграничными. В раннем даосизме У.-в. противостоит ритуалам конфуцианцев и законам моистов. Являясь действием особого, внутреннего стиля, У.-в. призывает следовать естественным законам природы и не принуждать природу самого человека. Как внутреннее, Ув. противостоит внешнему, как естественное — искусственному, как истинное — ложному. У Чжуан-цзы недеяние приобретает черты незнания и неслужения. Быть социально ангажированным, служить на государственной службе — значит действовать вопреки внутренней природе, совершать насилие. Не знать — это то, что истина вне учености, а знание мешает жизни и противостоит ей. Конфуциански истолкованное У.-в. сделало акцент на недеянии, как на жертвенном служении во благо общества. Внутренняя интуиция «я», выдвинутая Чжуан-цзы в качестве критерия истины, заменилась общественным законом, требующим забвения личного действия. Однако У.-в. остался сугубо даосским познавательным принципом и практическим критерием любого вида деятельности. В качестве такового У.-в. повлиял на создание и развитие дыхательной гимнастики и внутреннего боевого даосского стиля Тай-цзи-цюань. Превратившись со времени Лао-цзы в психологическую установку, в культурный настрой, У.-в. характеризует собой не только образ китайского мышления, но также распространяется на весь менталитет культур восточного типа. Как понятие, с проникновением буддизма в Китай, У.-в. полностью растворяется в теории школы чань. Характерно, что чаньские ритуалы, восприняв даосский принцип недеяния и трансформировав его на теоретической базе буддизма, отличались жестким аскетизмом, повышенной строгостью в выполнении и четкой регламентацией.

Недеяние означает ненужность и невозможность что-либо сделать с идеей «я». Следует предоставить «я» самому себе, чтобы внешние и внутренние привязанности стали восприниматься как помехи личностного роста. Понимание личности как «не-я» предполагает видение нирваны в качестве абсолютного покоя, лишенного каких-либо проявлений жизни, при этом «не-я» личности вынуждено удерживать образ собственной индивидуальности и способствовать спасению других индивидуальностей. Противоречие между принятым логическим постулатом о несуществовании «я» и реальным существованием индивидуального субъекта находит свое разрешение в воле как смысловом ядре недеяния.

Волевая концентрация «не-я» лишена индивидуализма, «собственной важности», всех тех гносеологических и психологических характеристик, которые Э. Фромм обозначил как «иметь». Метатеоретический уровень установки У.-в. позволяет применить ее в качестве объяснительного принципа к восточному (Китай, Япония) искусству, различным формам верований, психологическим феноменам. Объяснение энергии всякого действия, всякого творчества, понятых как недеяние, роднит принцип У.-в. с феноменом христианской веры. Внутри веры действие происходит свободным и самостоятельным образом, одновременно полностью оставаясь зависимым от божественного провидения.

Л. С. Чернов

Оцените определение:

Школа психологии У-ВЭЙ.
План проведения семинаров на 2017 / 2018 г.

Теоретические семинары

Город Семинар Регистрация Дата проведения занятий Начало занятий Место проведения
2017 г.
Киев 2 28 октября
с 13:00 до 15:00
c 28 октября по 4 ноября 28 октября в 15:00 Гостиница «Турист»
ул. Р. Окипной, 2
ст. М. Левобережная
Николаев 3 11 ноября
с 13:00 до 16:00
c 11 ноября по 18 ноября 11 ноября в 16:00 ДК "Строитель" Спасский спуск №3
Николаев 6 19 ноября
с 11:00 до 13:00
c 19 ноября по 26 ноября 19 ноября в 13:00
Харьков 3 2 декабря
с 13:00 до 15:00
c 2 декабря по 9 декабря 2 декабря в 15:00 ДК "Подшипниковый"
ул. Библика (2-й Пятилетки), 38
ст. М. ХТЗ
Харьков 7 10 декабря
с 13:00 до 15:00
c 10 декабря по 17 декабря 10 декабря в 15:00
2018 г.
Киев 3 27 января
с 14:00 до 16:00
c 27 января по 3 февраля 27 января в 16:00 Гостиница «Турист»
ул. Р. Окипной, 2
ст. М.

Левобережная

Киев 1 4 февраля
с 13:00 до 15:00
c 4 февраля по 11 февраля 4 февраля в 15:00
Харьков 4 17 февраля
с 13:00 до 15:00
c 17 февраля по 24 февраля 17 февраля в 15:00 ДК "Подшипниковый"
ул. Библика (2-й Пятилетки), 38
ст. М. ХТЗ
Харьков 1 25 февраля
с 13:00 до 15:00
c 25 февраля по 4 марта 25 февраля в 15:00
Николаев 4 17 марта
с 13:00 до 15:00
c 17 марта по 24 марта 17 марта в 15:00 ДК "Строитель" Спасский спуск №3
Николаев 1 25 марта
с 11:00 до 13:00
c 25 марта по 1 апреля 25 марта в 13:00
Николаев 7 2 апреля
с 13:00 до 15:00
c 2 апреля по 9 апреля 2 апреля в 15:00

Практические семинары

Тема-ступень Заезд Отъезд Начало занятий Место проведения
5 ступень 26 мая с 07:00 до 15:00 2 июня в 15:00 26 мая в 15:00 Харьковская область
Змиевской район
с. Дачное
"Занки"
8 ступень 16 июня с 07:00 до 15:00 23 июня в 15:00 16 июня в 15:00
«У-СИН» 7 июля с 07:00 до 15:00 14 июля в 15:00 7 июля в 15:00
Путь к Силе 15 июля с 07:00 до 15:00 22 июля в 15:00 15 июля в 15:00
«Дзен» 4 августа с 07:00 до 15:00 11 августа в 15:00 4 августа в 15:00
«У-СИН» 12 августа с 07:00 до 15:00 19 августа в 15:00 12 августа в 15:00

Регистрация на теоретический и практический семинар производится при наличии СВИДЕТЕЛЬСТВА, КАРТОЧКИ УЧАСТНИКА СЕМИНАРА и ПАСПОРТА.

Leave a Comment