Как выбрать велосипед по росту, весу и характеристикам — модели для мужчины, женщины и ребенка

Выбор велосипеда.

Большинство людей приобретают велосипед для спокойной езды в по городу и укатанным грунтовым тропам.

В таком случае нет смысла покупать очень качественный и дорогой аппарат, но и самый дешевый велосипед из ближайшего магазина брать не стоит. Хороший велосипед среднего уровня можно купить в зарекомендовавших себя специализированных вело магазинах. Особо вкусные цены в некоторых интернет магазинах, но тут есть свои «подводные камни». Если хотите сэкономить, то имеет смысл взять б/у велосипед. Будьте осторожны с досками объявлений типа Авито, через них часто сбывают ворованные или полумёртвые велосипеды. И ни в коем случае не ведитесь на «брендовые» велосипеды с литыми дисками, несмотря на свой внешний вид, они ужасны. На специализированных вело форумах шанс удачной покупки заметно выше.

Итак, для начала Вам предстоит определиться с ростовкой и материалом рамы.

Материал рамы.

Если Вы начинающий велосипедист, стоит начать свой путь с велосипеда на раме из алюминиевого сплава. Они не дорогие и в то же время крепкие, не тяжёлые и устойчивы к коррозии.

В приведённой ниже таблице в несколько упрощенном виде показаны все достоинства и недостатки рам из различных сплавов.

Стальной
сплав
Высокая Высокий Низкая Низкая
Алюминиевый
сплав
Средняя Невысокий Высокая Средняя
Титановый
сплав
Высокая Низкий Высокая Высокая
Магниевый
сплав
Средняя Низкий Очень низкая Высокая
Карбон
(углеволокно)
Низкая Очень низкий Разная Высокая

Ростовка.

Ростовка – это расстояние от центра оси каретки до верхней части подседельной трубы. Чаще всего измеряется в дюймах. Геометрия велосипеда, особенно длина верхней трубы, так же зависит от ростовки.

В следующей таблице приведены рекомендуемые параметры для горных, гибридных и городских велосипедов. У разных производителей эти значения могут немного отличатся. Для дорожных, шоссейных, складных, детских, триальных и bmx велосипедов существуют отдельные таблицы.

130 — 145 13 XS
135 — 155 14 XS
145 — 160 15 S
150 — 165 16 S
156 — 170 17 M
167 — 178 18 M
172 — 180 19 L
178 — 185 20 L
180 — 190 21 XL
185 — 195 22 XL
190 — 200 23 XXL
195 — 210 24 XXL

Катимость рамы.

Иногда, от бывалых велосипедистов можно слышать «Да, эта рама катит». Здесь идёт речь о торсионной жёсткости (помогает передавать усилия от педалей на колёса) и способности поглощать вибрации. Важен баланс, при котором рама будет не слишком мягкой, что бы не слишком деформироваться от педалирования и не слишком жёсткой, иначе рама будет хуже поглощать вибрации при езде по неровностям.

Сразу можно сказать, что рамы горных велосипедов в ценовой категории приблизительно до 700-900 долларов (за весь велосипед) катят примерно одинаково. А выше уже начинается гоночный сегмент, в котором разница более заметна.

Типы подвесок и велосипедов.

Тип подвески зависит от того, как и где Вы будете кататься.

  • Хардтейл — велосипед, не имеющий заднего амортизатора. Спереди может быть мягкая или жёсткая вилка. Хардтейлы, как правило, имеют относительно лёгкий вес, высокую жёсткость и отзывчивость.
  • Ригид — хардтейл, не имеющий ни переднего, ни заднего амортизатора, что позволяет ему максимально эффективно использовать усилие от педалирования на ровной поверхности. Для бездорожья малопригоден. Особняком стоят трюковые ригиды — BMX, триальный велосипед и стритовый.
  • Двухподвес — велосипед, имеющий два амортизатора, которые позволяют уверенно чувствовать себя на бездорожье, но при этом съедают усилия от педалирования и прибавляют велосипеду лишний вес.

Для городских условий имеет смысл брать хардтейл, возможно ригид. И тут опять предстоит сделать выбор между несколькими типами велосипедов.

  • Ситибайки или городские велосипеды — ригиды, часто со стальной рамой и как правило с одной скоростью. Снабжаются крыльями, защитой цепи и корзиной. Предназначены для неспешной езды по ровной поверхности.
  • Горные велосипеды, они же MTB (Mountain bike) или ATB (All-terrain bicycle) – могут быть хардтейлами или двухподвесами. Снабжёны механизмом переключения передач, что позволяет набирать достаточно высокую скорость и взбираться в крутые подъемы. Используются для езды как по асфальту, так и по грунту.
  • Экстремальные MTB хардтейлы — прочные велосипеды для экстремального катания. Низкая ростовка позволяет смещать центр тяжести назад при выполнении прыжков. Могут иметь как одну, так и несколько скоростей.
  • Шоссейные велосипеды — очень легкие, хрупкие и быстрые ригиды с набором передач, амортизаторов не имеют. Это по сути узкоспециализированные спортивные снаряды.
  • Фиксы (Fixed Gear) — велосипеды с одной фиксированной передачей, т.е. при вращении заднего колеса всегда крутятся педали. Для снижения веса часто используются без тормозов. Различают городские фиксы, трюковые и чистокровные трековые велосипеды. Фиксы имеют малый вес и невысокую прочность (за исключением трюковых).
  • Туристические велосипеды — хардтейлы, часто ригиды, предназначенные для путешествий. Снабжены багажником, на который можно закрепить вело рюкзак, что снимает нагрузку со спины. В роли системы переключения передач иногда выступает планетарная втулка, что позволяет уберечь систему переключения от пыли и грязи.

Двухподвесы так же могут быть самыми разными — от легких кросс-кантрийных снарядов с короткими ходами амортизаторов, до тяжеленных даунхильных монстров. В городе двухподвесы неуместны. Если, конечно Вы не намерены кататься в стиле Urban Freeride, или дороги вашего населённого пункта не очень отличаются от бездорожья.

Колёса, покрышки.

Теперь пару слов о колёсах. Самым маленьким подойдут велосипеды с колёсами диаметром 20 дюймов и меньше. Для детей постарше и подростков оптимальны 24-дюймовые колёса. А взрослым необходимо ориентироваться на колёса диаметром от 26 до 29 дюймов. Конечно, бывают исключения, такие как BMX или триальные моды.

Покрышки по типу протектора делятся на слики, полуслики, грязевую и шипованную резину.

  • Слики — гладкие покрышки, рисунок практически отсутствует. Хороши при езде по гладкому асфальту.
  • Грязевые покрышки — используются преимущественно в грязи, либо на сыпучих поверхностях. Высота протектора 5 мм и выше.
  • Полуслики — нечто среднее между сликами и грязевой резиной. Высота протектора 2-4 мм.
  • Шипованные покрышки — имеют довольно высокий редкий протектор и металлические шипы для предотвращения скольжения по льду. Так же существуют зимние «липучки», разумеется без шипов. Зимние покрышки изготовляются из специального компаунда, который не твердеет на морозе, что позволяет улучшить сцепление.

Как правило, чем мягче материал покрышки — тем лучше сцепление с дорогой, чем твёрже — тем дольше срок службы.

Но есть исключения, совмещающие в себе все преимущества, например компаунд Black Chili фирмы Continental. Если Вы выбираете свой первый велосипед, то не ставьте во главу угла покрышки, есть гораздо более важные параметры. А резину сменить можно в любой момент.

Системы переключения.

Теперь необходимо обратить внимание на систему переключения. На сегодняшний день наиболее распространённые фирмы, выпускающие системы переключения для MTB, это Shimano и Sram. Немного особняком стоит Campagnolo — компания, выпускающая компоненты преимущественно для шоссейных велосипедов. Вот краткая таблица сравнения различных групп оборудования горных велосипедов:

SIS, Tourney Низкое
Altus X3 Низкое
Acera X4 Низко-среднее
Alivio X5 Среднее
Deore X7 Средне-высокое
Deore LX, Zee X7, NX Высокое
SLX X7, X9, GX Высокое
Deore XT, Saint X9 Очень высокое
XTR X0, X1 Очень высокое
XX, XX1, X01, X1 Eagle Высшее

Даже если Вы начинающий велосипедист, очень не рекомендуется брать оборудование ниже Shimano Alivio/SRAM X.5, т.к.

это принесёт одно расстройство.

Количество скоростей не играет решающую роль. Начинающим вполне хватит 6-7 скоростей. Но загвоздка в том, что велосипеды с 6 и 7 звездами сзади, как правило, некачественны, для них просто не выпускают оборудование должного уровня, хотя есть исключения. Поэтому лучше присмотреться к моделям, имеющим как минимум 8 звёзд сзади. Три звезды спереди нужны тем, кто намерен взбираться в серьёзные подъемы и развивать на прямых участках и спусках высокую скорость. Для большинства же велосипедистов нет необходимости в переднем переключателе и трёх звездах спереди. Если у Вас стоит самая распространённая трансмиссия (передняя средняя звезда – 32 зуба, задняя малая – 11 зубьев), то, при должной тренировке, используя эти звёзды, Вы сможете развивать скорость до 40 км/ч на ровном асфальте или укатанном грунте и около 50 км/ч на небольшом уклоне. К тому же, на недорогих велосипедах с передним переключателем возникает много проблем, например гнутые звёзды, что существенно ухудшает переключение. Но найти взрослый MTB велосипед с одной звездой спереди, имеющий при этом задний переключатель и умеренную цену не так то просто. Проблема решается апгрейдом. Те, кто серьёзно увлечёны велосипедом, обычно переделывают их под себя.

Тормоза

Они бывают ободными и дисковыми. Так же тормоза делятся на механические и гидравлические.

  • Ободные механические тормоза, как правило, недороги, просты в обслуживании, но при появлении на колесе восьмёрки возникают проблемы. Контроль торможения так же оставляет желать лучшего. Исключение — профессиональные модели для соревнований.
  • Дисковые механические тормоза стоят дороже ободных, но при этом не бояться восьмёрок. Контроль торможения находиться на среднем уровне. При всём при этом они довольно просты в обслуживании. Отличное решение для бюджетного велосипеда.
  • Дисковые гидравлические тормоза обладают отменным контролем и силой торможения. К недостаткам относятся высокая цена и трудности при обслуживании, особенно дешевых моделей.
  • Ободные гидравлические тормоза всеми преимуществами дисковых гидравлических, но имеют меньший вес. Недостатки — зависимость от восьмёрок и высокая цена.

Резюме.

Обобщая всё вышеперечисленное, можно посоветовать следующее: если Вы выбираете велосипед для прогулочного катания по городу и грунтам, то ориентируйтесь на хардтейл, возможно ригид, на алюминиевой раме, 26-29-ти дюймовыми колёсами на полусликах, оборудованием уровня как минимум Shimano Alivio/SRAM X5 и пружинно-масляной или воздушно-масляной вилкой. Бюджетные гидравлические тормоза отметайте сразу, дисковая механика из того же ценового сегмента будет надёжнее. Постарайтесь выбрать велосипед, соответствующий большинству вышеперечисленных требований. Подобный велосипед вряд ли будет стоить меньше 700 долларов. Если не можете уложится в бюджет, соблюдая вышепреведённые советы, то чем то придётся пожертвовать. Ориентируйтесь на следующие приоритеты выбора (в порядке убывания):

  • Трансмиссия.
  • Рама, вилка.
  • Колёса.
  • Тормоза.
  • Покрышки.
  • Всё остальное.

Если нужен велосипед исключительно для города, то возможно Вам даже хватит ситибайка с одной скоростью, в таком случае Вы сэкономите и будет гораздо меньше проблем с настройкой. Но для холмистых городов, каким и является Самара, этот вариант не подходит.

Если Вы покупаете велосипед для занятий спортом или активного катания, то этой статьи Вам будет явно мало. Не спешите, прочтите ещё несколько статей, посетите велосипедные форума и только тогда делайте осознанный выбор.

Покупая дешёвый велосипед, Вы неизбежно обрекаете себя на частые поломки в будущем. Часто бывает так, что такие велосипеды оказываются неремонтопригодеными, либо стоимость ремонта составляет 50-100% от стоимости велосипеда. В тотальном апгрейде таких велосипедов смысла нет, дешевле купить новый и качественный.

Как выбрать велосипед

Велосипед – наиболее демократичный вид транспорта.

Он пользуется популярностью у людей независимо от их возраста или социального статуса и позволяет не только добираться из пункта А в пункт Б, минуя городские пробки, но и делать это с пользой для здоровья. Правда, все достоинства велосипеда можно оценить, только если подобрать его правильно. Какие же параметры необходимо обязательно учесть? Какой велосипед выбрать, чтобы катание приносило максимум удовольствия?

Как подобрать велосипед подходящего типа

Современный мир нацелен на максимально возможную специализацию: любой товар поделен на подкатегории, каждая из которых подходит для конкретной цели. Не обошла эта участь и велосипеды.

Тип велосипеда Основное предназначение Плюсы Минусы
Горный (маунтинбайк) езда по грунту, бездорожью, заснеженным или неровным дорогам
  • доступная цена
  • универсальность (подходит для езды по городу)
  • неприхотливость
  • широкий выбор комплектующих
  • легко поддается модификации
  • практически полное отсутствие наката по асфальту
  • низкая скорость при езде по шоссе
  • сравнительно большой вес (до 15 кг)
  • ориентация не на комфортность поездки, а на фитнесс и спорт
Дорожный (ситибайк, городской) прогулки, поездки на работу или в магазины
  • простота и надежность
  • возможность выбрать мужскую (закрытую) или женскую (открытую) раму
  • комфортность при нескоростной езде
  • простота в обслуживании, частый ремонт не требуется
  • не подходят для занятий спортом
  • не справляются с высокими нагрузками
  • достаточно тяжелы (в классическом варианте вес составляет 15-18 кг)
Шоссейный (роудбайк) езда по асфальтированным поверхностям
  • отличная скорость на асфальте
  • легкость конструкции (около 5 кг)
  • максимальный накат по твердому и ровному покрытию
  • прочность
  • чувствительность к качеству поверхности, не «справляются» с поездками по грязи или неровностям
  • непрактичность при повседневном использовании, ориентированность на тренировки
  • отсутствие креплений для багажника
  • низкая посадка, ограничивающая обзор и создающая неудобства при поездках по городу
  • тонкие шины, которые легко пробиваются об острый камень или бордюр
Трековый гонки на треке
  • ограниченная сфера использования
Туристический (туринг) туристические поездки по ровным дорогам
  • относительно несложный ремонт
  • хороший накат
  • устойчивость
  • высокая скорость в условиях асфальтированной поверхности
  • универсальность
  • проходимость хуже, чем у горного велосипеда
  • низкая скорость по сравнению с шоссейными моделями
  • затрудненное управление при езде по пересеченной местности
Гибридный (кроссовый) поездки по пересеченной местности
  • универсальность
  • подходит для езды по городу и шоссе
  • хорошая проходимость
  • слабоватая маневренность
  • высокая цена по сравнению с горными велосипедами
Складной недлительные и неспешные прогулки по городу
  • плохой накат из-за маленького размера колес
  • дороговизна
  • маленькая скорость
  • сложность подбора рамы для высоких людей

Определяясь с тем, какой велосипед лучше выбрать, следует учесть тип местности, по которой планируется совершать поездки.

К примеру, для катания по городу подойдут ситибайки с жесткой вилкой и большими колесами. Это классический, но не единственный вариант перемещения по мегаполису. Для этой цели не хуже подходит складной велосипед, который в любой момент можно сложить и взять с собой в метро или ресторан.

Если же нет уверенности в том, какой именно тип трассы будет преобладать, рекомендуется покупать горный велосипед или его облегченный вариант – гибридный. Он подходит как для пересеченной местности, так и дорог плохого качества, которых, по правде говоря, в нашей стране основное количество.

Какой лучше выбрать велосипед: основные параметры

Выделяют несколько характеристик велосипеда, на которые нужно обязательно обращать внимание, совершая покупку:

1. Материал рамы. Среди наиболее популярных вариантов:

  • сталь. Отличается прочностью, долговечностью, дешевизной и простотой обработки. Бывает двух видов: Hi-Ten (такая рама характеризуется плохим накатом и большим весом) и Cro-Mo (раме свойственна легкость, способность гасить вибрации и слегка смягчать удары);
  • алюминий. Оптимальный вариант по соотношению цены и качества. В большинстве велосипедов использован сплав 7005, для более дорогих моделей характерен сплав 6061. С алюминиевой рамой легче разогнаться, взобраться на горку и в общем чувствовать дорогу. Среди недостатков материала – плохая накатистость, сложности на поворотах и накопление «усталости» (через 10-15 лет рама может внезапно сломаться);
  • углепластик. Подходит для велосипедов профессионального класса. Рамы из углепластика очень легкие, но в то же время плохо выдерживают удары;
  • титан. Достаточно дорогой материал, который объединил в себе легкость алюминия и прочность стали. Титан долговечен и хорошо гасит вибрации. Его основной минус – сложная механическая обработка.

2. Тип руля. Он может быть одного из следующих из видов:

  • горный – прямой, подходит для условий бездорожья, встречается в горных и шоссейных велосипедах;
  • вертикальный – классической формы, идеален для коротких поездок, зачастую используется в гибридных моделях;
  • гоночный – позволяет держать руки в четырех разных положениях, характерен для туристических и шоссейных велосипедов;
  • «бабочка» – наиболее популярный вариант, хорошо подходит для длительных поездок;
  • «усы» – дает возможность держать руки в одном из трех положений, идеален для туристических «заездов» на длинные дистанции.

3.

Вид тормозов по типу механизма:

  • ободные (V-brake).

    Они дешевые, легкие, дают малую нагрузку на спицы и втулку, просто настраиваются и слабо нагреваются. Но присутствуют и недостатки, среди которых наиболее существенны – необходимость частой замены колодок и снижение эффективности при плохой погоде;

  • дисковые. Такие тормоза достаточно дорогие, но зато обеспечивают лучший контроль за «поведением» велосипеда, не зависят от погоды и не требуют частых регулировок. С другой стороны, качество их работы снижается при попадании масла на диск, а полноценное обслуживание в домашних условиях зачастую невозможно. Бывают механические (тросиковые) и гидравлические дисковые тормоза. Последние считаются более совершенными.

Производство дисковых тормозов требует значительных затрат, которые затем закладываются в цену велосипеда. Поэтому если на выбор есть две модели одинаковой стоимости, но одна с дисковыми, а другая с ободными тормозами, следует выбирать последнюю: она качественнее.

Как подобрать по росту велосипед

Удобство и безопасность катания зависят от правильно выбранного размера рамы.

Как правило, сотрудники специализированных магазинов знают, как подобрать велосипед по росту, но покупателю так же будет не лишним владеть этой информацией.

Условно можно выделить такие этапы процесса:

  1. Измерение роста без обуви. Желательно узнать эту цифру дома.
  2. Изучение размерной сетки производителя по каждой понравившейся модели.
  3. Если размерная сетка по отдельному велосипеду отсутствует, в расчет принимаются стандартные показатели ростовки:
Рост, м Высота рамы, дюймы (1 дюйм=2,54 см) Размер
горный велосипед туристический/городской велосипед
1,4-1,55 13 14 XS
1,5-1,65 15 16 S
1,6-1,75 17 18 M
1,7-1,85 19 20 L
1,8-1,95 21 22 XL
от 1,95 23 24 XXL

В общем, процесс подбора велосипеда достаточно прост.

В случае «переходного» роста (к примеру, 1,55 м или 1,85 м) нужно учитывать такие рекомендации:

  • для обычной езды лучше приобретать меньший размер рамы: для 1,55 м удобнее 14-дюймовый городской велосипед, чем 16-дюмовый;
  • для спортивного катания на высокой скорости следует отдать предпочтение большему размеру рамы: для того же 1,55-метрового человека подойдет горный велосипед с рамой на 15 дюймов, а не на 13.

Узнать, подходит ли выбранная рама конкретному ездоку, очень легко: нужно просто «примерить» велосипед. Следует встать таким образом, чтобы рама была между ног человека, а седло прикасалось к спине. В таком положении необходимо проверить, какой промежуток остался между пахом и верхней трубой рамы. Оптимальным показателем считается 5-15 см, что примерно составляет ширину ладони. При маленькой ростовке рамы промежуток может быть несколько меньше.

Важно учесть, что при прочих одинаковых условиях модели поменьше оказываются более легкими и маневренными.

На полных людей рассчитаны рамы начиная с размера L: такая конструкция выдерживает значительный вес за счет утолщенных стенок труб. Но существует правило: если у ездока присутствует лишний вес, нужно подбирать более прочную модель велосипеда, а не просто «перескакивать» на следующий размер рамы.

Велосипед – это экологично, экономно и удобно.

Что еще нужно для транспортного средства?

.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *