Первый компьютер в ссср

ДОМАШНЕМУ МАСТЕРУ

При выборе дверей. *Краб*
*Крабы* дороги, а проблему можно решить и другим способом: с помощью противосъемных штырей. Они устанавливаются на двери со стороны, противоположной замку. При закрывании штыри заходят в гнезда дверной коробки и фиксируют дверь.

ДЛЯ ДОМА ДЛЯ БЫТА

Открытые полки на кухне
8. Не обязательно делать все полки открытыми. Достаточно одной, двух.

Может быть вы хотите выставить на показ красивый сервиз, а бутылки с кетчупом и растительным маслом хранить в закрытых шкафах. Есть и другие решения, например, комбинация открытых полок с застекленными шкафами и другие промежуточные варианты.Загрязненные места на обоях протирают мякишем пшеничного хлеба или овсяными хлопьями.

ФЕН-ШУЙ

Детская
Делайте ставки на разбеленные, свежие, пастельные цвета: бирюзовый, персиковый, оттенки желтого, оранжевого. Создайте в комнате ясную, солнечную *погоду*. Нежелательно: насыщенные, яркие и контрастные оттенки в больших количествах, а также грязные оттенки вроде болотного, темно- коричневого или цвета фиолетовых чернил. Белый, оттенки металла (серебро, золото) используйте дозированно.

«Расшифруйте эти сообщения, иначе мы проиграем войну!» Такую задачу поставил Черчилль перед Аланом Тьюрингом и его сотрудниками. И они с ней справились. Так появился первый компьютер. Каждый раз, когда вы играете в видеоигры, звоните в телефонную справочную или расплачиваетесь с помощью пластиковой карточки, вспоминайте Алана Тьюринга, который сделал это возможным.

Тысячи лет назад люди искали способ упростить вычисления. Китайцы изобрели счеты за 800 лет до нашей эры.


Шифровальная машина «Энигма».

Первые компьютеры были построены, чтобы союзники смогли расшифровывать перехваченные сообщения нацистов и узнавать их планы.

В 1832 году у англичанина Чарлза Бэбеджа (1791—1871) возникла идея создания «аналитической машины», но он умер, не успев осуществить свои планы. Принципы работы этой машины легли в основу современной компьютерной техники.

К 1990 году появилось большое количество механизмов, с помощью которых можно было складывать, вычитать, делить и умножать. Они могли печатать результаты своих вычислений, но не могли хранить информацию и обрабатывать ее.

Заря новой эры

В 1937 году американец Говард Айкен (1900—1973) сконструировал электронный вычислитель IBM Mk-7. В то же время молодой британский математик Алан Тьюринг (1912- 1954) опубликовал теоретическое описание вычислительной системы, которая может хранить информацию и обрабатывать ее, используя перфоленту.

Статья «О вычисляемых числах» изменила жизнь Тьюринга. После ее опубликования его привлекли к работе по созданию вычислительных машин. С его статьи началась эра компьютеров.

Раскрывая секреты

Первый компьютер, обрабатывающий данные в соответствии с программой, был построен в 1943 году при участии Тьюринга. Шла война с Германией, и нацисты передавали секретные сообщения особым кодом, полученным с помощью шифровальной машины «Энигма».

Союзникам нужно было найти способ прочесть эти сообщения.


Алан Тьюринг стоит перед «Колоссом» – компьютером, построенным при его помощи. На перфоленте записана компьютерная программа. Прежде чем «Колосс-1» мог начать работу, в его память надо было загрузить множество программ с перфолент.

Факты и события

  • Первый многоцелевой компьютер, который мог хранить в памяти программу, назывался ЭНИАК. Он был построен в Филадельфии, в штате Массачусетс. В нем использовалось около 18 тысяч электроламп, и весил он больше 30 тонн.
  • Световое перо позволяет рисовать картинки и чертежи прямо на экране дисплея. Это устройство было изобретено в 1960 году американским инженером Иваном Сазерлендом.
  • Первый компьютер, который мог разговаривать искусственно синтезированным голосом, был сконструирован в 1973 году в Англии компанией «ЭМИ-Трешхолд». Идея принадлежала двум американцам — Томасу Мартинсу и Р. Коксу.
  • В некоторых кремниевых интегральных схемах площадью около 5 кв. мм содержится более миллиона компонентов. Если один из компонентов выходит из строя, микросхему выбрасывают.
  • Компьютер, оснащенный устройством «модем», может обмениваться информацией с другими компьютерами, которые находятся от него за тысячи километров, по телефону.

Работы велись в Блечли, в графстве Бекингемпшир, в обстановке строгой секретности. Группе британских ученых удалось построить первый образец компьютера, который они назвали «Колосс-1». В то же самое время в Америке был разработан компьютер «Гарвард Марк-1», который тоже использовался для военных целей.

Быстрее и миниатюрнее


Чарз Бэбедж разработал «аналитическую машину», чтобы производить сложные вычисления

Первые компьютеры были громадными. Они работали на вакуумных лампах, которые соединялись огромным количеством проводов. При работе лампы выделяли много тепла, и, чтобы они не перегрелись, требовалась специальная охладительная система. По сравнению с сегодняшними компьютерами эти гиганты работали очень медленно, но все же могли производить вычисления гораздо быстрее, чем человек.

С тех пор компьютеры стали работать во много раз быстрее, они занимают меньше места и могут выполнять более широкий круг задач. Они больше не работают на лампах. В 1947 году были изобретены транзисторы, занимавшие гораздо меньше места, чем лампы, и не выделявшие столько тепла. Потом им на смену пришли интегральные схемы, соединившие множество транзисторов и других элементов в одном крошечном кристалле кремния.

Миллионы микросхем

Микросхемы позволяют делать компьютеры такими маленькими, что они могут поместиться на коленях. Кремниевые кристаллы – изделия массового производства, поэтому они стоят не очень дорого, и их можно использовать в персональных компьютерах и бытовой технике: видеомагнитофонах, кухонных комбайнах, лазерных проигрывателях и т.п.

Советские компьютеры

Сегодня персональные компьютеры в России – это всегда продукция зарубежного производства, и о том, что высококачественные вычислительные машины могут производиться и в нашей стране, знают немногие. Тем не менее, история советских компьютеров подтверждает, что в нашем государстве некогда имелись предпосылки к разработке собственных компьютеров, имеющих интересные особенности и огромные перспективы.

Отказ от использования компьютеров отечественного производства произошел в 80-90-х г.г. прошлого века, когда первые появившиеся в Советском Союзе IBM PC оказались более надежными и удобными, чем существовавшие в нашей стране компьютеры марок «Роботрон», «Электроника», «Искра» и т.д. Однако история компьютеров советского производства берет свое начало задолго до падения СССР, и ее отдельные этапы оказываются по-настоящему впечатляющими.

Послевоенные годы стали отправной точкой в истории создания советских компьютеров. В 1948-ом году группа инженеров под руководством С.Н.Лебедева в местечке Феофания близ Киева приступило к разработке МЭСМ (малой электронной счетной машины). Основные принципы построения компьютеров были реализованы советскими инженерами в краткие сроки, и в конце 1951-го года началась массовая эксплуатация данной машины. А уже через два года в Москве, в Институте Точной Механики и вычислительном центре АН СССР, директором которого стал сам С.Н. Лебедев, на базе разработанной модели создается БЭСМ – большая электронная счетная машина.

Машины данной серии становятся одними из лучших в США и Европе! Сегодня в это сложно поверить, однако быстродействие БЭСМ, а также возможность выполнить сложные математические операции действительно – всё это подтверждало высокий уровень развития технологий в Советском Союзе и открывало широкие перспективы для новых открытий и достижений.

Тем более что параллельно с С.Н.Лебедевым работу над созданием электронно-вычислительных машин проводили и другие ученые – в частности, уже с 1948-го года в конструкторском бюро №245, возглавляемом М.А.Лесечко, идет разработка цифровой вычислительной машины, получившей название «Стрела». Скорость ее работы составила две тысячи операций в секунду, что в пять раз уступает быстродействию БЭСМ. Но именно «Стрела» впервые стала выпускаться серийно.

Третьим важнейшим звеном в истории советского компьютеростроения стали разработки, созданные группой инженеров под руководством И.С.Брука. «М1» — именно так называлась первая машина, созданная Бруком. Данная машина отличалась крайне невысоким быстродействием, но ее важным преимуществом были небольшие габаритные размеры, что делало разработку удобной в использовании в любых помещениях. Впоследствии разработки И.С.Брука были усовершенствованы, и в 1953-ем году машина «М2», скорость работы которой составляла уже 2 тысячи операций с минуту, сочетала в себе все преимущества советских компьютеров!

Три электронно-вычислительные машины – БЭСМ, «Стрела» и «М2» относятся к так называемым советским компьютерам первого поколения. Все эти разработки имели существенные недостатки – в частности, высокая степень энергопотребления и небольшая оперативная память требовали совершенствования, но и западные машины того времени не превосходили советские компьютеры по своим эксплуатационным характеристикам.

ЭВМ М-20, выпущенная С.Н.Лебедевым в 1959-ом году, существенно отличалась от более ранних разработок. Эта машина действительно стала одной из лучших в мире, ведь ее производительность составила 20 тысяч операций в секунду, объем оперативной памяти превысил в два раза аналогичный параметр БЭСМ, программные опции были существенно расширены, а надежность машины оказалась впечатляющей. Однако ЭВМ М-20 была выпущена всего в двадцати экземплярах.

Развитие компьютерной техники происходило в Советском Союзе стремительно быстро и эффективно, и в 60-ые годы прошлого века предприятия государства были оснащены разнообразными ЭВМ, среди которых – известные М-220, Минск-2 и т.д. Но кульминационным моментом в истории советских компьютеров стало БЭСМ-6, происшедшее в 1967-ом году.

Именно эта машина впервые поразила весь мир невероятной производительностью – один миллион операций в секунду!

Именно эта машина отвечала всем требованиям надежности, и новые технологии, используемые в создании БЭСМ-6, позволяли выполнять до 14 операций одновременно. И именно эта машина оставалась востребованной рекордно долгое время – ведь последний экземпляр БЭСМ был изъят из использования уже в 1995-ом году. Схожими характеристиками обладала ЭВМ 5Э26, но данная машина не получила широкого использования, так как была создана специально для выполнения задач, стоящих перед противоракетным комплексом.

Спад в развитии компьютерных технологий начался в СССР в конце 60-ых годов прошлого века, когда по определенным причинам было принято решение о переходе к использованию унифицированных деталей западного образца. В результате такого перехода советские технологии вернулись на двадцать лет назад и более не имели возможности составлять конкуренцию западным разработкам.

Поэтому сегодня советский компьютер — это доблесть великого прошлого нашей страны, а также свидетельство о широких возможностях ученых прошлого, навеки утраченных в наши дни.

Кассета (компакт-кассета, магнитофонная кассета) — основной внешний носитель информации для ZX Spectrum до широкого распространения дисководов. Так как на момент появления ZX Spectrum формат Compact Cassete являлся наиболее широко распространённым в области бытовой магнитной звукозаписи, предполагалось применение кассетных магнитофонов и кассет именно такого формата в качестве устройства хранения данных. Технически не существовало препятствий для использования любых других видов звукозаписывающих устройств при условии обеспечения ими достаточной полосы записываемых частот. Так, в разное время в отдельных случаях в качестве альтернативы кассетному магнитофону применялись катушечные магнитофоны, видеомагнитофоны (звуковой канал), грампластинки и CD-диски (первый случай — CD Games Pack, декабрь 1989 года).

ПО для ZX Spectrum на кассетах обычно распространялось в виде кассеты с лентой небольшой длины, на которой записывалась одна программа. Кассета снабжалась специально оформленной вкладкой и/или наклейками с цветной полиграфией. Некоторые распространители ПО, в частности, Durell Software, в рамках борьбы с компьютерным пиратством использовали дополнительную маркировку на корпусе кассеты, выполненную в пластике. Также к копии ПО прилагалась документация в печатном виде и, в некоторых случаях, дополнительные материалы. Точная комплектация ПО зависела от самой программы, а также издания — существовали как полноценные издания, так и бюджетные версии. Средняя стоимость коммерческой игры на кассете составляла £5-10, бюджетной версии — £3.

В целях защиты от нелегального копирования лицензионные версии ПО часто использовали нестандартный формат хранения данных на ленте и специальные загрузчики. Помимо защиты данных, они могли обеспечивать повышенную скорость загрузки данных и сопровождение процесса загрузки каким-либо простым эффектом — например, счётчиком времени загрузки. Наиболее распространённые нестандартные форматы — Speedlock (7 версий), Alkatraz, Bleepload, Softlock, Power Load.

В России, ввиду отсутствия оригинальных версий ПО и широкого распространения нелицензионных версий, имели хождение сборники ПО на аудиокассетах стандартной длины.

В качестве оформления сборников обычно использовались монохромные вкладки со списком ПО, отпечатанные на матричном принтере и/или размноженные каким-либо способом. Некоторые сборники в качестве первой программы на каждой из сторон имели демонстрационную программу, содержащую рекламу фирмы, занимающейся распространением этих сборников. Также в такой программе мог содержаться список ПО в сборнике.

Технология

Аппаратная часть интерфейса магнитофона в ZX Spectrum была крайне примитивной — однобитный выход и однобитный вход с компаратором. Возможность автостарта кассеты по команде загрузки или записи, реализованная во многих домашних компьютерах 1980-х годов, отсутствует.

Кодирование и декодирование информации осуществляется полностью программным способом. В ПЗУ компьютера присутствуют стандартные подпрограммы записи и загрузки, используемые интерпретатором Бейсика. Начальный загрузчик любой программы должен быть записан стандартными средствами в виде Бейсик-программы. Дальнейшая загрузка может происходить как с помощью стандартных подпрограмм с использованием стандартного формата, так и с помощью загружаемых подпрограмм, позволяющих использовать различные нестандартные форматы.

Стандартный формат кодирования информации очень прост. Нули и единицы кодируются импульсами разной длительности, после которых следует пауза такой же длительности — около 244 микросекунд для нуля и около 489 микросекунд для единицы. За одну секунду может быть записано 1023 следующих подряд единицы, либо 2047 следующих подряд нуля. Так как нужные задержки обеспечиваются процессором, при отклонении тактовой частоты от номинальной возможна несовместимость с данными, записанными при стандартной тактовой частоте.

Стандартные процедуры используют пилот-тон — длинный сигнал перед началом передачи данных, используемый для синхронизации, а также хранение каждой записи в виде двух блоков, каждый из которых имеет собственный пилот-тон — заголовка, содержащего название файла и параметры, необходимые для его загрузки, и собственно данных. Заголовок необходим при загрузке произвольных данных. В случае, когда заранее известно, какие данные будут загружаться (например, при загрузке игры), заголовки всех файлов, кроме загрузчика, могут отсутствовать. В процессе загрузки данных стандартными процедурами на бордюр выводятся разноцветные полосы, показывающие ход процесса загрузки.

Средняя скорость передачи данных в стандартном формате кодирования составляет около 1365 бит в секунду и изменяется в зависимости от количества нулей и единиц в передаваемых данных. На 60-минутной кассете может храниться около 600 килобайт данных. Максимальное время загрузки программы для ZX Spectrum 48K может составлять около 5 минут, средним значением является 3-4 минуты.

Программы для ZX Spectrum 128K могут загружаться 12 и более минут.

Некоторые отечественные клоны ZX Spectrum использовали модифицированные прошивки ПЗУ с возможностью ускоренной загрузки и сохранения данных. Данные, записанные с повышенной скоростью, не могли быть прочитаны стандартными средствами на компьютерах без такой модификации.

Существует копировщик Turbo Comp (Turbo Copy), позволяющий записывать данные с обычной или увеличенной скоростью.

Максимальная скорость загрузки при использовании нестандартных процедур ограничена скоростью работы процессора и качеством носителя. В настоящее время, при использовании качественных цифровых носителей (CD-плеера или выхода звуковой карты компьютера), достижимы скорости, многократно превосходящие скорость стандартных процедур. Так, при использовании программы k7zx возможна загрузка данных со скоростью до 27000 бит в секунду. При этом снапшот игры Manic Miner для ZX Spectrum 48K загружается примерно за 15 секунд.

Форматы файлов

Для оцифровки кассет и последующего использования полученных файлов в эмуляторах ZX Spectrum было разработано несколько специальных форматов. Наиболее популярными форматами являются TAP (позволяет хранить только данные, записанные стандартными процедурами) и TZX (позволяет хранить данные в любых форматах).

Адаптация кассетных программ на другие носители

Некоторые дисковые интерфейсы (MB02) позволяют загружать с диска неадаптированные версии программ, перехватывая обращения к процедурам загрузки в ПЗУ. Вопрос адаптации кассетных программ к TR-DOS рассмотрен Николаем Родионовым в книге «Адаптация программ к системе TR-DOS».

Лицензионная версия игры Chase H.Q.

«Корвет» — 8-разрядный персональный компьютер. Разработан сотрудниками Института ядерной физики Московского государственного университета: Сергеем Ахмановым, Николаем Рой и Александром Скурихиным. Выпускался серийно с 1988 года на Бакинском производственном объединении «Радиостроение», в Московском экспериментально-вычислительном центре ЭЛЕКС ГКВТИ и в кооперативе ЭНЛИН, на Каменск-Уральском ПО «Октябрь» («Нейва®»).

Изначально компьютер предназначался для автоматизации управления установкой по дистанционному измерению параметров низкотемпературной плазмы методами лазерной спектроскопии, а также для обработки получаемой информации и теоретических расчетов, ведения архива данных и ряда других нужд. Разработка была начата в конце 1985 года. Некоторые идеи были взяты у Radio Shack TRS-80.

ПК «Корвет» был принят Министерством образования СССР в качестве базового для обучения информатике в школе. На основе ПК «Корвет» выпускался комплекс учебной вычислительной техники (КУВТ), в который входило рабочее место преподавателя (ПК8020, оборудован НГМД) и до 15 рабочих мест учащихся (ПК8010), связанных в локальную сеть.

Однако, серийное производство ПК было сопряжено с рядом трудностей, из-за чего компьютер «запоздал» и не получил ожидаемого широкого распространения.

Технические характеристики

  • Процессор: КР580ВМ80А на тактовой частоте 2,5 МГц, быстродействие 625 тыс. оп./с.
  • Память: ОЗУ — 64 КБ, ПЗУ — 8-24 KБ, ГЗУ — 48 (3 слоя х по 16к) х 1 стр./ 192 (3 слоя х по 16к) х 4 стр., АЦЗУ — 1 КБ (16х64)
  • Устройство вывода: монитор либо телевизор, текстовый режим 16 строк по 64 символа, графический режим 512 × 256, 16 цветов (текст и графика — отображаются параллельно)
  • Звукогенератор
  • Клавиатура: 80 клавиш
  • Внешние интерфейсы:
    • параллельный стандарта Centronics для подключения принтера (обычно — Epson FX800)
    • последовательные — RS-232C и «токовая петля», возможно подключение мыши, до двух аналоговых джойстиков, подключение к локальной сети
    • разъём для подключения внешних модулей
    • разъём для диагностического оборудования
  • Внешняя память:
    • возможность подключения до 4-х НГМД
    • бытовой кассетной магнитофон (2400 бит/с)

Компьютеры «Корвет» могли быть объединены в локальную сеть, до 16-ти машин в сети.

Программное обеспечение

  • Интерпретатор языка Бейсик
  • Операционные системы МикроДОС и CP/M-80 (при подключении дисковода)
  • Текстовые редакторы «Супертекст», «МикроМир» (MIM) и т.д.
  • dBase II
  • Табличный процессор Microsoft Multiplan
  • Компиляторы с языков Фортран, Паскаль, Си, Ада, Форт, Лисп, ПЛ/М и др.

Публикации

  • С.А. Ахманов, Н.Н. Рой, А.В.Скурихин, Персональный компьютер «Корвет». — Ж-л «Мир ПК», №3 1989 г.

См. также

Ссылки

Документация

Схемы и описание к ним (источник)

Распределение памяти

Файлы

Эмуляторы

Программы

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *