Мозг в колбе

Мозг в колбе — в философии — это разновидность мысленных экспериментов, иллюстрирующих зависимость человека в понимании действительности от его субъективных ощущений. Происходит от гипотезы Злого демона (англ.)Рене Декарта и часто используется для иллюстрации скептицизма[1].

Мысленный эксперимент

В общем случае суть эксперимента выводится из идеи, свойственной научно-фантастическим произведениям, о том, что некий любопытный учёный может извлечь мозг некоего подопытного человека из тела, поместить его в колбу с питательным раствором и подключить нейроны к компьютеру, генерирующему электрические импульсы, идентичные тем, которые получал бы мозг, находясь в теле, а также реагирующему на нервные импульсы, посылаемые мозгом. Компьютер может симулировать виртуальную реальность, таким образом человек, которому принадлежит мозг, несмотря на отсутствие тела, будет по-прежнему осознавать себя существующим и постигающим окружающий мир, генерируемый компьютером, считая его реальным.

Мозг в банке

Мыслительный эксперимент, получивший название «мозги в колбе», принадлежит Х. Патнэму. Это своего рода «физиологическая модель» субъективного идеализмаДж. Беркли.

В философии

Возможные сценарии данного мысленного эксперимента используются в философии скептицизма и солипсизма в утверждениях следующего рода: так как мозг в колбе производит и получает точно такие же импульсы, как он делал бы это, находясь в черепе, так как эти импульсы являются для мозга единственной возможностью взаимодействовать с окружающей реальностью, то с точки зрения мозга нет возможности гарантированно утверждать, находится ли он в черепе или в колбе. В первом случае вера человека (обладателя мозга) в объективность своих ощущений (например, что человек гуляет по улице, или ест мороженое) — будет истинной, а во втором — ложной. Так как невозможно знать, не находится ли мозг в колбе, следовательно, может быть, что большинство верований в объективную реальность — ложны[1].

В искусстве

Литература

Мозг в колбе упоминается в рассказе Говарда Лавкрафта «Шепчущий во тьме» (1930), где инопланетная раса Ми-го для межпланетных путешествий могла поместить человеческий мозг в специальный сосуд, однако к ним подключали сенсоры, не вводя в иллюзии.

«Мозги в колбе» — только электронные и «живущие» в электронном «мире» — напоминают описанные в рассказе Станислава Лема«Странные ящики профессора Конкорана» (1960) творения ушедшего в отшельничество учёного, приведшего в реальность в своей лаборатории этот мысленный эксперимент.

Кинематограф

В кинотрилогии «Матрица» описан мир будущего, в котором в состоянии «мозгов в колбе» находится почти всё человечество, служа источником энергии для цивилизации машин.

См. также

Примечания

Литература

Мысленный эксперимент — это метод научного познания, который заключается в получении нового или проверке имеющегося знания путём конструирования идеализированных объектов и манипулирования ими в искусственно (условно) задаваемых ситуациях. Метод мысленного эксперимента относится к области научно-теоретического знания (см. Методы научного познания) и представляет собой систему мысленных, практически не осуществимых процедур, проводимых над идеальными объектами. Мысленный эксперимент может выступать как самодостаточный (который в принципе не может быть реализован на практике, а часто и модельно) или рассматриваться как «воспроизведение» будущего реального эксперимента (см. Эксперимент). Будучи теоретическими моделями реальных ситуаций, мысленные эксперименты проводятся в целях выяснения согласованности основных принципов теории.

Характерной чертой научно-теоретического мышления является применение абстрактных объектов. Исследователь, развивая теорию, всегда манипулирует в своём воображении с особыми образами действительности, которые схватывают в обобщённой форме наиболее существенные признаки изучаемых явлений. Такие образы суть абстрактные объекты теоретического уровня знаний. Построение абстрактных объектов как теоретических образов реальной действительности и оперирование ими с целью изучения существенных характеристик действительности составляют задачу мысленного эксперимента. Поэтому роль мысленного эксперимента особенно велика в процессе зарождения нового теоретического знания.

В методологии науки мысленный эксперимент трактуется, с одной стороны, как мысленный процесс, представляющий план будущего реального эксперимента; с другой стороны, под мысленным экспериментом понимается особый вид мыслительной деятельности, при котором не просто продумывается ход реального эксперимента, а осуществляется такая комбинация мыслительных образов, которые в действительности вообще не могут быть реализованы. Понятие мысленного эксперимента в первом аспекте ещё не раскрывает его сущности и специфики как особого метода познания; такое раскрытие даётся лишь при втором понимании метода, хотя грань между ними весьма относительна.

Мозг-колба

Любой мысленный эксперимент начинается как продумывание практически осуществимой операции, причём между продумыванием реального и осуществлением мысленного эксперимента трудно провести резкое различие, что, однако не даёт повода к их отождествлению. Различие между мысленным экспериментом и продумыванием реальных опытов начинается там, где мысль, отталкиваясь от первоначальных образов, переходит в область практически неосуществимых вещей, идеализированных объектов. Поэтому часто синонимом мысленного эксперимента выступает термин «идеализированный эксперимент».

По своей логической структуре мысленный эксперимент строится по принципам гипотетико-дедуктивного рассуждения, состоящего из двух относительно самостоятельных фаз:

  1. квазиэмпирической (задание наглядных образов — идеализированных объектов);
  2. логико-схематической (поиск способа перевода образов на язык теории, объективации мысленного эксперимента в концептуальных положениях).

Различают три основных типа мысленного эксперимента:

  1. конструирующие мысленные эксперименты, связанные с «пространированием» понятийных фундаментальных схем теории;
  2. аналитические мысленные эксперименты, ориентированные на построение либо примера, подтверждающего истинность теории, либо контрпримера (как правило, в форме парадокса);
  3. синтетические мысленные эксперименты, выступающие средством конструирования научной гипотезы.

В современной науке мысленный эксперимент находит широкое применение в фундаментальных исследованиях. По мере усложнения теоретических исследований мысленный эксперимент приобретает всё новые функции. Так, в современном естествознании в связи с использованием метода математической гипотезы он становится одним из основных средств интерпретации математических формализмов. В экономике, демографии и социологии, широкое распространение получили эксперименты на математических моделях экономических, демографических и социальных процессов, проводимые с помощью компьютерных вычислений, позволяющие одновременно манипулировать различными комплексами экспериментальных факторов, берущимся в их взаимодействии между собой. Особым видом мысленного эксперимента здесь являются и сценарные разработки возможного развития хода событий.

.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *