Как стать репетитором

Обычно родители осознают, что их ребёнку нужен репетитор по русскому языку, когда видят, что успеваемость по предмету оставляет желать лучшего, а до экзамена остаётся всего несколько месяцев, либо когда планируется поступление на бюджетное отделение вуза или в престижный лицей, где нужен высокий балл. Конечно, если проходной балл по предмету – не меньше 85% из 100%, а в школе подготовка практически отсутствует, неизбежно возникает мысль о том, чтобы нанять репетитора по русскому языку.

Но его сначала нужно найти! Человек заходит в интернет и набирает поисковый запрос. Тут же высвечивается несколько тысяч сайтов, предлагающих услуги репетитора русского языка. Как не утонуть в таком море предложений? При внимательном прочтении и просмотре первых десяти-двадцати сайтов выясняется, что практически все – это агентства по подбору репетитора по русскому языку и др.

предметам, они не публикуют прямые контакты преподавателя, а предлагают оставить заявку и подбирают преподавателя по формальным признакам: район, занятия у себя или на выезде, стоимость. Но ведь определяющими являются квалификация репетитора по русскому языку, его опыт и умение найти контакт с учеником, а этого в анкете нет – в лучшем случае, опубликованы отзывы о его работе!

Если бы у родителей была возможность личного предварительного общения с репетитором по русскому языку, то он мог бы составить для себя хотя бы приблизительное представление о том, с кем будет заниматься его ребёнок. Но, увы, агентства не дают такой возможности – они сразу «назначают на заказ» конкретного репетитора русского языка. Да и преподаватель, беря заказ через агентство, получает только имя-отчество и телефон родителей, ничего заранее не зная о будущем ученике. А ведь очень важно перед началом занятий пообщаться друг с другом, чтобы прикинуть, подходит именно этот репетитор или нет, и как преподавателю работать именно с этим конкретным учеником.

Таким образом, первая причина создания моего сайта – предоставление возможности общения с родителями и будущими учениками напрямую, а не через посредников. Есть и вторая причина…

Я начала преподавать сразу после окончания педагогического вуза и работаю до сих пор – уже 20 с лишним лет. Готовила к поступлению в самые престижные вузы: МГУ, МГИМО, ВШЭ, медицинские и многие другие. Раньше требования к абитуриентам в разных вузах сильно отличались, поэтому приходилось следить за всеми изменениями в структуре экзамена, но с введением ЕГЭ по русскому языку задача, с одной стороны, сильно упростилась из-за чёткого формата экзамена, с другой – потребовалось адаптировать методику преподавания русского языка для разных разделов ЕГЭ.

Если отпала необходимость готовить каждого абитуриента именно к конкретному экзамену в конкретный вуз и появилась задача подготовить на максимально высокий балл по конкретному формату, значит, можно некоторые предварительные сведения о ЕГЭ по русскому языку написать на сайте для всеобщего ознакомления. Родители, звоня мне, обычно задают одни и те же вопросы – теперь они имеют возможность получить на них ответы заранее и ещё до разговора с репетитором по русскому языку составить представление о требованиях ЕГЭ и сложности подготовки к нему.

Мой сайт даёт возможность ищущим преподавателя заранее познакомиться с принципами и методами моей работы, системой занятий, календарным планом и организацией учебного процесса, а также получить информацию о требованиях ЕГЭ и ГИА по русскому языку и объёме знаний для сдачи этих экзаменов.

Как стать хорошим репетитором по математике? Советы начинающим

Как и в любой другой профессии, все преподаватели делятся на три больших класса: профессиональная верхушка, крепкие середнячки и аутсайдеры. Последних, к сожалению, большинство. Как же стать хорошим репетитором? Как влиться в ряды тех самых середнячков, а может, и представителей верхнего «эшелона»? Попробуем разобраться.

Любовь к математике

С нее все начинается. Если вы хотите стать репетитором по математике в Москве, вы должны полюбить свой предмет. И не просто должны — вы обязаны! Иначе невозможно серьезно заниматься математикой. Вы просто возненавидите эти формулы, теоремы и доказательства.

Возможно, у читателя сразу возник вопрос: «Разве бывает по-другому? Как можно заниматься репетиторством без любви к своему предмету?» К сожалению, можно. И многие занимаются. Потому что рынок образовательных услуг в Москве — крайне доходная ниша, в которой можно, что называется, срубить бабла. А это всегда привлекает людей, которые хотят легких денег. Кроме того, этот рынок не регулируется специальными законами (в отличие, например, от риэлторов и адвокатов). Поэтому откровенные мошенники здесь тоже не редкость.

Поэтому те, кто хотят стать репетитором, должны прямо сейчас задать себе вопрос: «Готов ли я всю жизнь заниматься математикой и учить ей других?» Именно так: работать придется всю жизнь. Потому что учитель — это не просто профессия. Это призвание, и стать хорошим репетитором способен примерно такой же процент взрослых, как и хорошими врачами.

Или стать хорошими инженерами.

Таким образом, если перспектива провести вечер за учебниками наводит на вас тоску, если вас тошнит от сложных формул и определений, немедленно отказывайтесь от идеи стать репетитором! Срочно меняйте направление движения — очевидно, что ваши знания и способности найдут применение, но в другой отрасли.

Готовность к постоянному развитию

Пожалуй, не менее важный пункт. Запомните: не существует такого понятия, как «знать всю математику». Ведь математика — это самая абстрактная, самая фундаментальная наука. И чтобы охватить все ее разделы и знания, среднему человеку не хватит жизни. Даже если вы только и занимаетесь тем, что зубрите учебники и решете задачи.

Кстати, фраза про среднего человека приведена неслучайно. Возможно, сейчас кто-то обидится на мои слова, но я скажу правду: 95% людей обладают именно средними способностями к точным наукам. Или даже ниже среднего. Лично я отношу себя именно к средней категории. Несмотря на 6 лет опыта работы в Москве. Несмотря на мехмат МГУ за плечами. Мои способности к математике все равно лишь средние.

В общем, любой репетитор по математике должен постоянно работать над собой. А не только над учениками. Надо читать книги, решать задачи и разрабатывать новые методики обучения. Именно так: у вас должны быть собственные методики обучения. В противном случае вы никогда не станете хорошим репетитором, не поднимитесь выше аутсайдеров (поверьте, таковых в Москве полно и без вас). Вы навсегда останетесь посредственностью. Но об этом — в следующем пункте.

Собственные методики

Речь отнюдь не о педагогическом образовании. Потому что сегодня качество высшего образования таково, что во многие вузы лучше вообще не поступать. И тем более речь пойдет не о «курсах повышения эффективности», которыми сегодня пестрит интернет.

Самые главные знания — это не те, которые вы получаете в университетских аудиториях, а те, которые добыли сами из книг и практических экспериментов. Если угодно, можно называть это научной работой. Или развитием собственных навыков. Смысл от этого не меняется. В результате у вас должна сформироваться собственная методика преподавания, совершенно не похожая на то, о чем рассказывают в книгах.

Например, я принципиально не веду занятия по классическим школьным учебникам. Потому что любой человек в Москве знает, в каком плачевном состоянии находится современное образование. И школьные учебники сыграли в этом деле далеко не последнюю роль.

Чтобы убедиться, насколько отвратительным языком написаны эти учебники, достаточно просто открыть любой из них. Любого автора. И для любого класса. В 9 случаях из 10 вы наткнетесь на псевдонаучный текст, который не могут понять не только дети, но и взрослые!

Именно поэтому хороший репетитор обязан разработать для своих учеников собственные учебные материалы и, конечно, комплекты задач для домашней работы. Только так можно победить низкое качество школьного образования.

Разумеется, я не утверждаю, что абсолютно все учебники не выдерживают критики. На полках книжных магазинов в Москве можно найти вполне хорошие и достойные экземпляры. Например, мне очень нравится подача материала в книгах Шабунина («Алгебра и начала математического анализа» для 10—11 классов). Его учебники рассчитаны на профильный уровень.

Я с удовольствием беру задачи для уроков из книг Сергеева (в частности, «Математика абитуриенту»), хотя на них никогда не стоял гриф «Рекомендовано Министерством образования». И это вполне логично, ведь Министерство образования не заинтересовано в высоком качестве школьных учебников (как, впрочем, и в высоком качестве образования вообще).

Есть и другие примеры. Но их суммарный перечень настолько узок, а обучение по ним ведется настолько редко, что эти замечательные книги попросту теряются в потоке низкосортной литературы.

Результат важнее всего

Когда вы готовите школьника к ЕГЭ, что станет главной целью вашей работы? Научить человека решать задачи из части B? А может даже из части C? Или натаскать его на решение типовых уравнений, к которым сводятся большинство задач из ЕГЭ? Нет, нет и еще раз нет! Ваша главная цель и самая большая головная боль — сделать так, чтобы человек получил нужный балл на ЕГЭ по математике. Чтобы затем поступил в хороший вуз Москвы. Все!

Многие начинающие педагоги не понимают этого. Они пичкают учеников бесполезными знаниями, которые никогда не пригодятся на настоящем экзамене. Они рассказывают родителям сказки о том, какой у них замечательный ребенок, как он хорошо все понимает и так далее. Но проблема в том, что эти рассказы не имеют никакого отношения к тому, зачем вас наняли. А наняли вас для того, чтобы решить конкретную проблему конкретного клиента.

Вот почему при первом же разговоре с родителями я выясняю, зачем им нужен репетитор по математике. Какую цель они преследуют: сдать ЕГЭ, подготовиться к поступлению в престижный вуз или просто подтянуть ученика по школьной программе, чтобы вместо троек он стал получать четверки и пятерки. Без этой информации нет никакого смысла в любых, даже самых интенсивных занятиях.

Не бойтесь трудностей

Работа с людьми — одна из самых тяжелых профессий. Потому что постоянно приходится шевелить мозгами, особенно если вы действительно хотите стать хорошим репетитором и конкурировать с лучшими педагогами Москвы. Это куда сложнее, чем стоять у токарного станка и обрабатывать детали. Хотя на первый взгляд может показаться, что все наоборот.

Еще раз: если вы хотите стать хорошим репетитором, то готовьтесь к трудностям. Готовьтесь к тому, что клиенты будут вас раздражать. Что родители будут отменять встречи в самый неожиданный момент. И что в случае провала именно вы окажетесь крайним. А от провала никто не застрахован.

Можно немного уменьшить этот хаос с помощью планирования. Когда вы только начинаете заниматься репетиторством, у вас будет всего 2—3 ученика, с которым очень легко работать. Вы точно знаете, с кем и в какой день вы занимаетесь. А времени на подготовку к уроку оказывается более чем достаточно.

Но когда у вас 20—25 учеников (вполне реальная цифра к концу учебного года), то все переворачивается с ног на голову. Вы просто физически не в состоянии запомнить многочисленные адреса и темы, на которых остановились. Просыпаясь утром, вы даже не вспомните, к кому и во сколько должны будете приехать в течение дня.

И это нормально. Потому что это значит, что вы стали хорошим репетитором по математике. Проблема информационных перегрузок легко решается с помощью обычного расписания. Составьте таблицу с днями недели. И в каждый день запишите, с кем, где и во сколько занимаетесь. Можно держать эту таблицу на бумаге, можно — на компьютере в Word-е или Excel-е. Делайте так, как вам удобно. Но таблица должна быть обязательно.

Точно так же решается проблема с учебными планами.

Для каждого своего подопечного репетитор по математике в Москве должен составить свой план, поместить его в отдельный файл и по мере занятий отмечать пройденные темы. Это очень удобно: когда вы чувствуете, что одного урока для разбора сложного материала недостаточно, можно просто указать это в учебном плане. Таким образом, вы всегда будете знать, на каком шаге остановился каждый ваш подопечный. Что существенно упрощается подготовку к очередному уроку.

Разумеется, с каждым заказчиком надо заранее договориться о времени и месте занятий. И только в исключительных случаях допускать их перенос. Иначе никакая таблица вам не поможет — ученики будут «скакать» по сетке уроков, как им вздумается. Особенно это касается Москвы с ее бешеным ритмом жизни.

Если же родители упорно не хотят зафиксировать за своим чадом конкретный день и конкретное время, от такого клиента лучше сразу отказаться. Причем отказывайтесь без всякого сожаления. Потому что деньги — это хорошо, но свои нервы дороже.

Кроме того, у вас постоянно будут возникать форс-мажорные ситуации. Например, в начале карьеры репетиторы всегда выезжают на занятия к ученикам (а не наоборот). Конечно, если вы живете в маленьком городе, это не проблема. Сел на машину — и приехал.

Но в больших городах от поездок на автомобиле лучше отказаться. Добирайтесь на автобусах или через метро. Иначе вы увязнете в пробках и сорвете сроки подготовки. Да что автомобиль — автобусы тоже попадают в пробки (если это не Москва, где предусмотрены выделенные полосы для маршрутного транспорта). И даже в метро случаются сбои, но это событие уже из разряда экстраординарных.

В общем, удачного вам пути в преподавательском мире. Работайте с адекватными клиентами и передвигайтесь только на общественном транспорте. И всегда помните: всех денег не заработать. Но жить очень и очень достойно в нашей профессии можно. При условии, что вы постараетесь стать хорошим репетитором. На этой оптимистичной ноте позволю себе закончить 🙂

Смотрите также:

  1. Репетитор по математике — индивидуальные занятия
  2. Репетитор по математике: случай из практики
  3. Что такое логарифм
  4. Следствия из теоремы Виета
  5. Тригонометрические функции
  6. Вебинар по задачам 18: модуль и окружности

Как стать преподавателем ВУЗа?

Профессия преподавателя ВУЗа всегда была и до сих пор остается престижной в обществе. И это несмотря на бесконечные реформы нашего образования и невысокие зарплаты. Что же привлекает в этой профессии, какие профессиональные и личные качества надо иметь, какое образование необходимо получить, чтобы стать хорошим преподавателем?

Образование преподавателя ВУЗа

Для того, чтобы претендовать на должность преподавателя ВУЗа, необходимо иметь высшее образование не ниже специалиста или магистра. В исключительных случаях возможно привлечение лиц с дипломом бакалавра при наличии большого опыта работы по данной специальности.

Наличие за плечами аспирантуры позволяет участвовать в конкурсах на замещение должностей научных сотрудников и преподавателей ВУЗов. Защита диссертаций и получение ученых степеней дает возможность занимать должности доцентов и профессоров с последующим получением научных званий соответственно доцента и профессора.

Личные и профессиональные качества преподавателя

Преподавание в ВУЗе предъявляет определенные требования к личным качествам преподавателей. В первую очередь, это умение владеть собой и сохранять спокойствие в любой ситуации, которая может возникнуть в аудитории. Во-вторых, всегда относиться к студентам с уважением, независимо от того, заслуживает он, по вашему мнению, этого или нет.

И конечно, в профессиональном и интеллектуальном отношении необходимо быть на голову выше аудитории. И желательно, чтобы это не подвергалось сомнению, поскольку авторитет преподавателя является необходимым условием установления творческого контакта с аудиторией. А для этого надо постоянно изучать литературу по специальности, быть в курсе последних достижений в своей области и не жалеть времени на подготовку к занятиям. Также необходимо хорошо знать государственные образовательные стандарты. Материала к занятиям надо готовить в два-три раза больше, чем требуется по программе. Необходимо больше внимания уделять организации самостоятельной работы студентов.

Преподавателю ВУЗа обязательно нужно постоянно работать над своей речью, избегать слов паразитов и не опускаться в поисках дешевого авторитета до сленга и жаргона. По возможности не читать свои конспекты, поскольку студенты не будут их слушать на протяжении всего занятия.

Нагрузка и обязанности преподавателя

Функциональные обязанности и нагрузка преподавателя ВУЗа зависит, прежде всего, от должности и звания.

От этих двух факторов зависит и размер материального вознаграждения.

Учебная нагрузка в зависимости от ВУЗа и профиля кафедры устанавливается самостоятельно самими учебеыми заведениями, но не должна превышать 900 часов в год. Преподаватель университета может сократить учебную нагрузку за счет увеличения часов на научную работу. Согласно Трудовому кодексу, продолжительность рабочей недели педагогических работников не должна превышать 36 часов, а продолжительность отпуска составляет 56 календарных дней. 

Должности преподавателей ВУЗов

Самым первым уровнем педаогической иерархии в ВУЗах является преподаватель. На эту должность может претендовать человек с дипломом специалиста или магистра.

Может ли бакалавр стать преподавателем ВУЗа?

Как правило, нет, за исключением случаев временного замещения отсутствующего преподавателя на практических занятиях. Но это дает возможность начать преподавать в ВУЗе. Для продолжения работы преподавателем необходимо будет получить диплом магистра, а для дальнейшей карьеры в этой области надо иметь образование преподавателя, которое дает обучение в аспирантуре.

Ассистент — это уже профессиональная квалификация преподавателя университета/ВУЗа, которая предполагает не только наличие диплома специалиста или магистра, но и опыт преподавательской работы в течение одного года или после обучения в аспирантуре без предъявления требований к стажу работы. Ассистент проводит семинарские и практические занятия со студентами, проводит консультации и помогает доценту или профессору в приеме экзаменов.

Между ассистентом и доцентом существует должность старшего преподавателя, которая, кроме уже перечисленных обязанностей ассистента, предполагает чтение лекций, подготовку методических материалов и пособий.

Старший преподаватель должен иметь или ученую степень кандидата наук, или стаж педагогической работы не менее трех лет.

Должность доцента охватывает все виды педагогической и образовательной деятельности в ВУЗе и обязательное ведение научной работы.

Соискатели этой должности обязаны иметь ученую степень кандидата наук, научные труды и публикации, активно участвовать в конференциях и симпозиумах, руководить аспирантами и соискателями ученой степени. При наличии стажа работы доцентом в течение 5 лет, ему может быть присвоено ученое звание доцента.

Завершает эту иерархию должностей и научных званий в ВУЗе профессор. Как правило, для занятия этой должности необходима ученая степень доктора наук, не менее 5 лет стажа научно-педагогической деятельности, подготовка к защите аспирантов и соискателей, публикация монографий, учебных пособий и научных статей в рецензируемых журналах, индексированных как в наших, так и зарубежных базах данных (цитирования).

Надо заметить, что при наличии ученого звания доцента или профессора стаж работы в образовательном учреждении уже не играет роли. Замещение должностей профессорско-преподавательского состава происходит на основе избрания по конкурсу. Конкурсы на замещение преподавательских должностей проводятся раз в пять лет.

Ученое звание и должность доцента позволяет ему быть выбранным и назначенным на должность заведующего кафедрой, а профессора — деканом факультета и ректором ВУЗа.

Научная деятельность преподавателя

Образовательная деятельность в ВУЗе немыслима без серьезной научной работы преподавателей и студентов. Поэтому при защите кандидатских и докторских диссертаций, а также при проведении конкурсов на замещение вакантных должностей профессорско-преподавательского состава, необходимым требованием является активное участие в научной работе. К ней относится публикация научных статей ВАК, монографий, тезисов докладов и выступлений на конференциях и симпозиумах.

Так для защиты кандидатской диссертации следует представить 2-3 научные статьи в журналах ВАК (не дублирующие другу друга), а для докторской — это 15 статей для цикла гуманитарных дисциплин и 10 статей для всех остальных областей в рецензируемых журналах.

Но все эти трудности можно преодолеть, если поставить себе перед собой цель работать преподавателем в университете, что в свою очередь открывает большие возможности для реализации своих способностей.

Возможно, Вам будет интересно:

3 способа разместить свою статью в eLIBRARY самостоятельно

В первую очередь – это желание делится знаниями и умение находить общий язык с людьми, другими словами – быть коммуникабельным. Если у вас есть специальное высшее образование, то вы можете не медля, начинать преподавательскую деятельность. Для достижения вашей цели, стать учителем, существует несколько путей.

Что нужно, чтобы начать преподавать

1.

Для начала вы должны определиться, какой преподавательской деятельностью вы хотите заняться. Будет это обучение студентов, учеников старших классов или младших школьников. А возможно у вас есть желание преподавать взрослым людям азы профессии. Каждый тип преподавания уникален по-своему.

2.

Для того чтобы преподавать в младших классах, необходимо получить специальное образование в училище. Каждый может поступить в него по окончанию 9 класса средней образовательной школы.

3.

Для преподавания в старшей школе, обучения в училище будет недостаточно. Нужно получить как минимум одно высшее образование. Желательно чтобы вы закончили обучение в педагогическом вузе, но если даже это какое-либо иное высшее образование, то двери в школу перед вами открыты. Главное хорошо знать предмет, который вы будете преподавать. Например, те студенты, которые окончили технический институт, могут попрактиковать свои знания, преподавая информатику и физику в школе.

4.

Получив дополнительное образование в магистратуре, вы сможете преподавать в высшем учебном заведение. Без диплома магистра читать лекции студентам у вас возможности не будет. Если у вас нет диплома, но вы хотите уже сейчас заняться преподавательской деятельностью, а также вы владеете каким-то предметом в совершенстве – вы можете заняться репетиторством, или помогать своим отстающим однокурсникам, объясняя непонятный им материал. Таким образом, когда придет время вам будет намного легче поступить и окончить необходимые специализированные курсы, ведь у вас имеются уже такие важные навыки обучения.

5.

Начинать свою работу в школе не обязательно, сегодня очень перспективной является работа бизнес-тренера. На тренингах с помощью бизнес-тренера люди учатся делать карьеру. Если вы специалист своего дела, имеете значительный опыт работы и постоянно приобретаете дополнительные навыки и совершенствуетесь, вы можете преподавать азы профессии менее успешным сотрудникам, что бы помочь им стать хорошими специалистами.

© Автор: Бабенчук Лариса

.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *