Как держать фотоаппарат

Как держать фотоаппарат

© 2013 Vasili-photo.com

Казалось бы, что за глупый вопрос? Что может быть сложного в держании фотоаппарата? Большинство фотолюбителей даже не задумываются о том, как они держат камеру во время съёмки. А зря – это избавило бы их от многих разочарований. Я попрошу вас отнестись к этой теме со всей возможной серьёзностью, поскольку невероятное количество замечательных во всех прочих отношениях любительских снимков бывает непоправимо испорчено именно шевелёнкой, причина которой – в неумении правильно держать фотоаппарат.

Резкость фотографии в значительно большей степени зависит от мастерства фотографа, нежели от того оборудования, которое он использует. Если ваши снимки получаются нерезкими, то первое, на что следует обратить внимание, это то, как вы держите камеру. Нет никакого проку в дорогом резком объективе, если аппарат ходит ходуном в ваших руках. Прежде чем потратить круглую сумму на новое стекло, потратьте сперва полчаса на то, чтобы научиться держать камеру более устойчиво, и вы удивитесь тому, насколько резкими могут быть ваши фотографии.

Разумеется, лучший способ добиться безупречной резкости – это поместить камеру на штатив. Но во многих ситуациях мы всё равно бываем вынуждены снимать с рук, и вот почему:

  • В нужный момент штатива может не оказаться под рукой – редкий фотограф носит его с собой постоянно.
  • Съёмка со штатива бессмысленна, когда основа, на которую он установлен, находится в движении (лодка, фуникулёр, вертолёт и т.п.). В таких ситуациях вы получите более резкие снимки, держа камеру в руках, поскольку само ваше тело будет гасить вибрацию.

Этот остров был сфотографирован с лодки, качающейся на волнах Ладожского озера. Штатив бы здесь вряд ли пригодился.

  • При макросъёмке подобраться вплотную к объекту, не задев его, бывает достаточно сложно, а с громоздким штативом и вовсе немыслимо.
  • Иногда на обрывах и парапетах установка штатива невозможна из-за особенностей рельефа.
  • В некоторых общественных местах использование штативов попросту запрещено.
  • Наконец, штатив есть не у всех, а резких снимков хочется каждому.

Как видите, съёмка с рук – явление распространённое, а порою неизбежное, и чтобы ваши снимки получались неизменно резкими, позвольте дать вам несколько рекомендаций, соблюдение которых заметно улучшит качество ваших фотографий.

Устойчивость

При съёмке с рук ваши усилия должны быть направлены на обеспечение неподвижности камеры настолько, насколько это возможно.

Делается это следующим образом:

Вот как нужно
держать фотоаппарат.

 

 

  • Правая рука держит фотоаппарат крепко, но без напряжения, так, чтобы указательный палец естественным образом ложился на кнопку спуска затвора.
  • Левая рука поддерживает камеру, обхватывая объектив снизу. При этом большой и указательный пальцы легко могут управлять кольцами фокусировки и зума. Компактную камеру можно просто опереть на ладонь левой руки. Никогда не следует держать фотоаппарат одной рукой, даже если это мобильный телефон – две опоры, в любом случае, устойчивее одной.
  • Вместо того, чтобы растопыривать локти в стороны, уприте их в корпус. Даже если вы компонуете кадр при помощи экрана, это не повод держать камеру на вытянутых руках.

А вот так – не нужно.

  • Если фотоаппарат имеет видоискатель – используйте для визирования именно его, прижав камеру к голове, которая послужит дополнительной опорой.
  • Расставьте ноги пошире, так, чтобы левая нога оказалась немного впереди правой.
  • Используйте окружающие вас предметы, чтобы облокотиться на них. В крайнем случае, можно прислониться к стене или к дереву.
  • Если не боитесь испачкаться, сядьте на землю и уприте локти в колени – это очень устойчивое положение. Ещё лучше лечь плашмя, как при стрельбе из винтовки. Это не только добавит вам устойчивости, но и позволит снимать с интересного ракурса.

Такой кадр можно снять только лёжа.

  • Если вы увлекаетесь полевой макросъёмкой и много времени проводите на коленях, позаботьтесь о своих суставах и обзаведитесь строительными наколенниками.

Плавный спуск затвора

Приучите себя нажимать на спуск мягко, не позволяя камере дёрнуться в самый ответственный момент. Попробуйте использовать не столько нажимающее, сколько «накатывающее» движение указательного пальца. Вся остальная рука при этом должна оставаться неподвижной.

Следите за дыханием, как это делают стрелки. Скомпоновав кадр и сделав наводку на резкость, глубоко вдохните, затем выдохните наполовину, задержите дыхание и спустите затвор. Вдох, полувыдох, спуск – это должно войти в привычку.

Выдержка

Если у вас хватает духу следовать моим советам, значит, вы уже обладаете завидной выдержкой, но не стоит забывать и о выдержке фотографической. Она не должна быть чрезмерной.

Принято считать, что безопасная выдержка при съёмке с рук обратна фокусному расстоянию объектива (точнее, его эквивалентному фокусному расстоянию). Т.е. теоретически, если вы, к примеру, используете объектив с фокусным расстоянием 40 мм на камере с кроп-фактором 1,5, то эквивалентное фокусное расстояние будет равно 60 мм, а следовательно, наибольшая безопасная выдержка составит 1/60 с. Более подробно этот вопрос освещён в статье «Безопасная выдержка при съёмке с рук».

На практике я всегда предпочитаю иметь запас по выдержке, даже если ради большей скорости затвора мне придётся пожертвовать глубиной резкости или поднять ISO на пару ступеней. Шумный, но резкий снимок всегда лучше, чем чистый, но смазанный.

Серийная съёмка

Ввиду того, что дрожание камеры, когда вы держите её в руках, носит стохастический характер, никакая сколь угодно короткая выдержка не может на 100% гарантировать получение резкого снимка. Иными словами, даже при выдержке в 1/1000 с присутствует определённая вероятность смаза. Положительное же следствие этого явления – в возможности получить резкий снимок даже при сравнительно малых скоростях затвора вроде 1/15 с или даже 1/8 с.

Идея проста – чем больше снимков вы делаете, тем выше шанс, что хотя бы один из них окажется безупречно резким. При работе в условиях слабого освещения очень удобен режим серийной съёмки, позволяющий снимать очередями, с тем, чтобы потом выбрать наиболее резкий кадр.

Даже при ясной погоде, когда выдержка не является проблемой, я всё равно стараюсь делать не менее двух-трёх дублей для важных сцен, чтобы исключить всякую возможность неудачи. В сумерках же вполне уместно снимать серии по 10 и даже по 20 кадров.

Цель – получить один единственный резкий снимок, а остальные можно незамедлительно удалить, пока окружающие не раскусили ваш трюк.

О стабилизации изображения

Большинство производителей фотооборудования предлагает тот или иной способ оптической стабилизации изображения при съёмке с рук. Стабилизатор может быть встроен в объектив, например, Canon IS (Image Stabilizer) и Nikon VR (Vibration Reduction), или же непосредственно в корпус камеры, как это сделано в системах Sony, Pentax и Olympus. Считается, что стабилизатор, встроенный в объектив, эффективнее, но зато наличие стабилизатора в корпусе является более универсальным решением и позволяет удешевить отдельные объективы.

Несмотря на очевидные преимущества оптической стабилизации, позволяющей снимать без смаза на пограничных выдержках, не следует рассматривать данную технологию как панацею от шевелёнки. Стабилизатор всего лишь повышает вероятность получения резкого кадра, но отнюдь не избавляет вас от необходимости следовать всем вышеперечисленным рекомендациям о том, как держать фотоаппарат и как бороться с нерезкостью.

Оптический стабилизатор, как правило, наиболее эффективен при скоростях затвора в районе 1/30 с. Здесь вы действительно можете получить обещанный разработчиками выигрыш в 2-4 ступени экспозиции. При длинных выдержках, таких, как 1/4 с, вас не спасёт никакой стабилизатор, и вам впору подумать о штативе. Начиная от 1/500 с и короче, стабилизатор желательно выключать, поскольку на столь высоких скоростях затвора он не только бесполезен, но может даже привести к незначительной деградации качества изображения.

Что касается максимальной выдержки, то я, как человек консервативный, даже при использовании объективов со стабилизатором, предпочитаю не давать послабления уже упоминавшемуся правилу 1/ƒ, чтобы не искушать лишний раз теорию вероятностей.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект, внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

Желаю удачи!

  Дата публикации: 25.03.2013

Вернуться к разделу «Специальные приёмы»

Перейти к полному списку статей

.

На пути к самосовершенствованию фотографу приходится познать много мелких нюансов. Одним из таких нюансов является умение правильно держать фотоаппарат. Люди часто не задумываются о том, как они держат камеру, но если подойти к этому вопросу более внимательно, то можно понять, какие ошибки они совершают и как можно улучшить и облегчить свою работу, просто научившись правильно держать фотоаппарат.

Ошибки:

1. Если вы удерживаете камеру лишь одной рукой, вы не застрахованы от лишних вибраций и неловких движений. Удержание устройства двумя руками дает больше стабильности и снижает уровень тряски, что позволит максимально эффективно использовать более длинные выдержки.

2. Локти в разные стороны.

Разведенные в разные стороны локти уменьшают стабильность. Вам в таком положении тяжело удерживать камеру, которая своим весом давит вниз. Если прижать локти к туловищу, то устойчивость увеличится.

3. Если вы переносите большую часть веса фотоаппарата на одну руку, она быстро устанет. Постарайтесь Сбалансировать массу устройства между двумя руками.

Советы

1. Держать камеру необходимо двумя руками. Это касается как тяжелых зеркальных фотоаппаратов, так и компактов. В случае с компактами иногда можно сделать и исключение, но если вы делаете ответственный кадр, то лучше перестраховаться и сделать всё как нужно.

Правой рукой необходимо плотно обхватить фотоаппарат. Большой палец должен находиться сзади. Указательный палец должен лежать около кнопки спуска затвора. Он должен быть расслаблен. Остальные пальцы располагаются на передней части камеры. Слишком сильно сжимать фотоаппарат не стоит. Это ни к чему не приведет, кроме как к усталости в руке.

Что касается левой руки, то тут можно проявить гибкость. Если у вас компактная камера, то левой кистью можно придерживать устройство слева или снизу под объективом. Именно на левую руку должна приходиться основная опора. Зеркальные фотоаппараты придерживаются под объективом таким образом, чтобы можно было именно левой рукой использовать органы управления, расположенные на объективе и на передней панели камеры.

Локти следует прижать к туловищу. Это исключит лишние вибрации за счет создания дополнительной опоры о туловище. Если вы смотрите в видоискатель, то наклоните голову к нему, а не поднимайте камеру до уровня глаз.

2. На кнопку спуска затвора нужно нажимать плавно. Не давите сильно и резко. Мягко опустите указательный палец на кнопку и нажмите её до середины. Камера сфокусируется. Затем приложите минимальное усилие и нажимайте кнопку до конца.

Вы должны создать как можно меньшее напряжение в руках и тряску фотоаппарата.

3. При визировании по дисплею держите камеру от лица примерно на расстоянии 30 см. Не стоит снимать на вытянутых вперед руках. Если вам необходимо для кадрирования съемка с более близкого расстояния, сделайте пару шагов вперед, но не отдаляйте камеру от тела.

4. Если вы фотографируете с длинной выдержкой, найдите дополнительную опору. Это может быть любой столб, дерево, стена, парапет, перила и т.д. У нас две ноги и наше тело постоянно покачивается, стараясь держать баланс. Как известно, треугольник — самая устойчивая фигура, поэтому фотограф должен использовать это правило для того, чтобы обеспечить себе третью точку опоры и снимать с наименьшей тряской.

5. Способы дыхания при нажатии на кнопку спуска затвора:

  • Глубоко вдохните. Перед выдохом нажмите кнопку спуска затвора и расслабьтесь, выдохнув воздух.
  • Сделайте глубокий вдох, затем выдох и перед следующим вдохом задержите дыхание и сфотографируйте.
  • Задержка дыхания необходима для того, чтобы исключить движение верхней части тела из-за расширения грудной клетки и брюшного отдела из-за наполнения легких воздухом.

Еще один вариант удержания камеры.

Скрестите руки перед собой. В правой руке держите камеру. Объектив положите на левую руку. Благодаря тому, что руки перекрещены, они создают опору друг для друга. Эту позу можно использовать если ваши руки начали уставать от того, что вы их постоянно прижимаете к туловищу.

Сломанный фотоаппарат

Ира Николаева 2

Позвонила мама и ни с того ни с сего задала вопрос про сломанный фотоаппарат, она хочет его отремонтировать и уточняла- что именно в нем не исправно. Сразу вспомнилась история этого фотика. Фирма Сони, подарен мне на мой день рождения родителями примерно 8-9 лет назад. Он исправно нес свою службу, качество снимков было неплохое, запечетлевались и родные, и собачки, и природа, и достопримечательности. Согласитесь- фотографии- это наша ожившая зрительная память о прошедших годах. С этим фотоаппаратом мы объездили всю Европу, впечатления мгновенно воскресают глядя на снимки. Он ни разу не подводил- бывало подводила моя фотогеничность и сморгнувшие от вспышки глаза, но аппарат цифровой, всегда можно удалить и переснять по новой- так удобно. Но вот прошлой зимой он мне для чего то понадобился- и я обнаруживаю сломанный объектив, хотя не роняли, не заливали, просто лежал на полочке- по телефону в ремонте мне сообщили, что это возможно как эффект возрастного выгорания детали, ну что то в этом духе.

Я в интернете ищу ремонтные мастерские- где подешевле и нахожу одну по приемлемой цене практически рядом с домом моего любимого мужчины. Денег у меня мало, просьба- незначительная- пройти несколько шагов и помочь мне решить мою маленькую проблему. Он соглашается- забирает аппарат, телефон и адрес сервиса. Я не надоедаю напоминаниями, думаю- сам не мальчик, справится, спрашиваю лишь изредка. Проходит полгода- а мой фотик так и лежит у него в машине, мужчина говорит, что все помнит, только как то не до этого- читай между строк- не до моих проблем, даже таких скромных. Здесь сделаю отступление- в мае у меня почему то возникло желание завести ребенка, ну тут все понятно- весна, природа оживает и ждет продолжения рода и жизни. Я делюсь с моим возлюбленным этой мыслью- он говорит, что не против, дело за мной и моим решением, я глубоко и уже не первый раз задумываюсь- справлюсь ли я с этим практически в одиночку, ведь родители живут в другом городе, а у сестер и теть- свои проблемы и семьи.

И вот я пытаюсь анализировать наши отношения на протяжении 5 лет- вроде и ссор не было, но и заботы, по настоящему мужского плеча- тоже не особо наблюдалось- так- затянувшийся конфетно-букетный период с интимом. А тут еще этот сломанный и не починенный фотоаппарат- моя маленькая просьба. Соседка подруга говорит, что у нее сломался фен- так парень ее хоть и юнец по возрасту- не заморачиваясь купил ей новый.Мне обидно и вновь стыдно за моего мужчину- ну не хотел связываться с ремонтом- купил бы и правда в подарок новый и все дела, к тому же цена на эти обычные цифровые фотоаппараты- не большая, ну для него уж точно. Об этом я ему промолчала, просто с упреком попросила вернуть вещь мне, он недовольно протягивает смехотворную сумму денег- типа займись этим делом сама. В ремонте мне назвали цену- в три раза больше за замену сломанного на исправный оригинальный объектив, мне не хватает, эти деньги я трачу на продукты себе и собачке. К чему я это- он легкомысленно соглашается завести со мной ребенка, но при этом не считает нужным решать мои даже пустячные проблемы, вот вам и сломанный фотоаппарат. Наверно это вопрос моей самооценки и довольно скромных запросов- но даже эта скромность не ценится и скупость его растет с каждым днем, а ведь раньше пытался худо-бедно пустить пыль в глаза. Я еще не знаю о том что у него на хвосте одновременно- с десяток наверное баб,не считала, и когда открылся обман- в ответ на мои упреки он отвечает- знаешь я сколько претензий от женщин за жизнь наслушался- не передать и все они чего то хотят и требуют, а бывшая жена с которой расстался и бросил своего ребенка- так вообще жадный монстр с его слов, зато нынешняя- богатая, упакованная, сильная, ну не хуже мужика. Мой ответ- а ты хоть с одной женщиной был верным, честным, не двуличным и порядочным? Моя интуиция и размышления меня не подвели- подвело любящее сердце и ослепшие глаза, но это уже в прошлом…Имен я как обычно не называю, может быть этот рассказ кому то поможет задуматься о взаимоотношения, как с мужской так и с женской стороны и наконец решить для себя- кто же из них слабый и сильный пол. А сегодня- звонок мамы- идет в ремонт-мастерскую, а я думаю-настоящие хорошие родители- это та сила, которая вытянет их любой ямы, а пустяк как ремонт объектива, который оказался не под силу моему парню- для них вообще не вопрос.

К чему я- а все к той избитой банальности, которую все почему то поздно вспоминают- цените людей за поступки, а не за слова и обещания и дорожите теми- кто вами дорожит и любит, особенно своими родителями- ну вот- почти тост получился)))

© Copyright: Ира Николаева 2, 2016
Свидетельство о публикации №216120600244

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Ира Николаева 2

Рецензии

Написать рецензию

Другие произведения автора Ира Николаева 2

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *