Зачем нужен штатив для фотоаппарата?

Содержание

Нужен ли штатив для фотоаппарата начинающему фотографу?!

Вы здесь: Уроки фотографии / Как фотографировать


Любой новичок, изучающий кучу сайтов в поисках заветного списка того, что следует приобрести, наверняка уже натыкался на описания того, почему же ему столь необходимо прикупить штатив.

Если быть кратким, то так сказал «гуру».

Реальность же гораздо прозаичней. Штатив будет тупо валятся и пылиться в углу подобно моему, который пролежал почти год и только совсем недавно начал использоваться. Но, хочу сразу внести ясность, что я снимаю уже несколько лет и ушел в своем развитии в сторону iHDR и широкодиапазонной фотографии, где штатив просто обязателен.

Итак, отбросим весь ненужный нам маркетинг и прочие байки из склепа и попробуем трезвым взором оценить и понять нужен или не нужен вам штатив.



Нужен ли мне штатив?!

Что может дать мне штатив в моем развитии, как фотографа?! Это первый вопрос, который вы должны себе задать перед его покупкой и мечтами о том, как круто вы теперь будете фотографировать.

И совершенно неправильным будет ответ, что-то вроде: «Да ерунда-то какая, да за три тыщи рублёв купить-то можно, чо тут думать аще-то». Ибо, если вы пойдете по этому пути решения и развития, то вы станете легкой добычей маркетолухов от фототехники и счастливым обладателем кучи фото- хлама в последующем. По своей сути, хламом это не является, но пользы вам не принесет никакой, ибо вы не будете использовать все то, что накупите. Остерегайтесь подобных рассуждений изначально.

Однако, мы отвлеклись.

Так вот, вы уже знаете, что суть штатива кроется в том, чтобы позволить снимать вам с длинной выдержкой или когда требуется четкий и резкий кадр.

Понятие четкого кадра, с отсутствием так называемой «шевеленки», прямо коррелирует с выдержкой на фотоаппарате. Иначе говоря, при короткой выдержке кадр будет резким и при съемке с рук, то есть без всякого штатива.

Попробуем найти примеры съемки, которая требует длинной выдержки. К слову, под длинной выдержкой мы будем подразумевать выдержку более 1/15 секунды, с условием наличия стабилизации и зеркальной фотокамеры.

Несомненно, это будет:

  • Съемка в темноте
  • Архитектура и ландшафт
  • Портретная фотография
  • Предметная фотография
  • Макро фотография
  • Для панорам
  • Для понтов

Лично для меня допустимым вариантом являлся только пункт «Съемка в темноте». Сиречь, ночью. Архитектуру.

Теперь давайте разбирать весь этот список по пунктам.

Штатив и съемка в темноте

Фотография в заголовке статьи была сделана в условиях сгустившихся сумерек, с рук на фотокамеру Canon 1000D. Выдержка, установленная камерой в режиме приоритета диафрагмы, составила 1/10 секунды. ISO 800, диафрагма 4,0. Обратите внимание на количество фотографов со штативами.

Действительно, если вы абсолютно уверены, что съемка ночной архитектуры это ваше призвание, то штатив вам необходим. Также будет необходимо проживание в городе, рангом не ниже Екатеринбурга, Новосибирска и иже с ними.

В обычном провинциальном городке нет такого количества «архитектуры», да еще и с подсветкой, что вам потребовался бы второй выход «в ночное». А на один раз, можно и без штатива. Достаточно положить фотокамеру на пенек.

Фотосъемка в режиме Bulb потребует наличия штатива, и это несомненно. Но, в большинстве своем, штатив легко заменяется на пенек или берется в аренду. В целом же, если говорить про съемку в темноте, то автор, более двух лет обладая штативом, использовал его от силы пару раз до недавнего времени. Меня утешает только одно, что штатив был весьма бюджетной цены.

Архитектура и ландшафт

Вспоминая про наш уговор считать длинной выдержкой 1/15 секунды, то можно сделать вывод, что архитектуру и ландшафты можно снимать практически до полного захода солнечного диска с рук. Исключением тут можно считать только страсть к «умной» HDR — фотографии, но про это позже.

По крайней мере, мне удается обходиться без штатива при этом виде съемки.

Портретная фотография

  • Первое: нормальная портретная «новичковая» фотография немыслима без пары источников света, а это уже даст вам вполне комфортную выдержку при съемке.
  • Второе: На длинной выдержке, при съемке портрета со штатива, все равно будет смаз. Просто по тому, что живое человеческое тело не способно находится в состоянии абсолютного покоя. Хотя бы из-за сердцебиения.

В ином случае: см. пункт один.

Макро фотография

Не спорю. Тут штатив нужен.

Но, макро- фотографией всерьез начинает увлекаться один из сотни начинающих. Вдобавок, качественная макрофотография требует весьма серьезного обвеса в фототехнике и больших знаний самого процесса фотосъемки.

Вряд-ли вы, на начальном этапе, будете ею заниматься.

Да, я знаю, что вы уже сфотографировали бабочку в автоматическом макро- режиме со своей зеркалки. Это не считается.

Макрофотография — удел избранных маньяков. Идем дальше…

Штатив и панорамы

Без хорошего штатива нет хорошей панорамы. Это аксиома. Если вы считаете, а главное вы уверены, что будете этим заниматься, то отправляйтесь покупать штатив.

В остальном же, панорамная съемка напоминает макро. Такой же маньячизм узкого круга фотографов.

Штатив для понтов

Штатив Manfrotto, с головкой за несколько тыщ и выдерживаемым весом под десяток килограмм. Плевать, что ваша камера весит всего 600 грамм, вместе с объективом.

Плевать, что штатив вообще вам обошелся дороже, чем сама камера.

Это понты и они бесценны. Главное, не забывайте рассказывать всем о том, какую сумму вы за него выложили и сколько он выдерживает.

Съемка предметки

Конечно же. Вы всерьез думаете, что к вам толпой побегут клиенты с просьбами сфотографировать их товары или вас ждет ошеломляющий успех на фотостоках?! Боюсь вы ошибаетесь изначально и очень сильно.

Стало быть, тут штатив вам не потребуется.

А ради интереса изучения самой предметной съемки можно и на стопке книг уложить свою зеркалку.

И предметка это менее всего то, что я рекомендовал бы вам изучать на данном этапе развития. Дело сиё неблагодарно, бессмысленно и к последующему развитию не приводит.

Резюме. Штатив vs новички

Окончательные выводы вы должны сделать сами, но, с высоты своего опыта, я хочу заметить, что штатив мне потребовался только спустя несколько лет неспешной некоммерческой съемки, когда я притопал к пониманию iHDR, Ken Kaminesky и иже с ними.

Если вы видите свое развитие в коммерческой съемке, то там несколько иные правила игры и совершенно иной список требований к фотоаппаратуре и к самим навыкам фотографа. Здесь я не буду, что либо советовать вообще.

При некоммерческой же а-ля выезды на шашлыки, друзья и подружки в близлежащем парке, то вряд-ли вам потребуется штатив, как бы маркетологи от фотографии вам его не втюхивали.

Уж лучше прикупите «полтинник 1,8». Деньги те же, а пользы немного больше.

Подобные рассуждения можно продолжать сколь угодно долго. Как и находить все новые виды съемок, где использование штатива для фотоаппарата будет оправданным или же нет. Суть кроется в том, что вы должны сами для себя выяснить, чем вы будете заниматься в фотографии по мере своего развития и отсюда уже делать выводы о нужности или ненужности фото- штатива для вас.

Ну и немного о фотографии вначале статьи: ее мораль заключается в том, что она сделана с рук на «новичковую» зеркалку Canon 1000D c объективом 18-55 mm kit в сумерках, без использования штатива.

Рекомендую по теме:

Как выбрать штатив для фотоаппарата

Покупка камеры – лишь первый шаг на пути изучения искусства фотографии. Рано или поздно, чтобы делать качественные панорамные снимки, получать хорошие изображения природных явлений или вести съемку в студии, потребуется штатив. Как его выбрать правильно?

Штатив для фотоаппарата: какой выбрать? Основные типы

Условно все штативы по конструкционным особенностям можно разделить на следующие группы:

  1. Монопод. Представляет собой легкий одноногий штатив. Его главная особенность – мобильность, которая и обуславливает сферу использования: в основном моноподы применяют для спортивной и репортажной съемки. Но с длинной выдержкой такие устройства не «дружат», поскольку не могут обеспечить камере нужную устойчивость.
  2. Трипод. Классический штатив, который может быть как любительским, так и профессиональным. Конструкция характеризуется хорошей устойчивостью и по высоте достигает 2 м.

    Крепление фотоаппарата осуществляется при помощи специальной площадки, привинчивающейся к камере.

  3. Мини-штатив. Разновидность трипода, отличающаяся уменьшенным форматом. Вес мини-штатива составляет не более 200 г, а высота не превышает 30 см. Благодаря компактности эти модели можно возить с собой в путешествия, когда полноценный штатив брать неудобно. Также мини-модели используются для макросъемки.

Приобретая штатив, следует руководствоваться собственными целями и размерами фотоаппарата. Монопод и модель класса мини не смогут обеспечить поддержку тяжелым камерам. Если планируется съемка на серьезно-любительском или профессиональном уровне, то лучше приобрести классический трипод как наиболее универсальный и удачный вариант.

Как выбрать штатив для фотоаппарата? Материал

Иногда штатив идет в нагрузку с фотоаппаратом – такое «дополнение» можно выбросить сразу, поскольку с почти стопроцентной вероятностью оно окажется ненадежным. Штатив необходимо выбирать самостоятельно и очень тщательно, особое внимание уделяя материалу его изготовления.

Материал Плюсы Минусы
Пластик
  • ненадежность
  • низкие эксплуатационные показатели
Алюминий
  • невысокая цена
  • легкость
  • компактность
посредственные показатели поглощения вибраций
Алюминиевые сплавы
  • прочность
  • достаточная высота
  • неплохие показатели устойчивости
больший вес, чем у просто алюминия
Углеродное волокно (карбон)
  • хорошая способность поглощать вибрации
  • легкость материала
  • прочность
  • большая высота
  • устойчивость конструкции
  • дороговизна
  • хрупкость
  • повышенная чувствительность к низким температурам и ударам

Начинающим фотографам можно присмотреться к алюминиевым штативам, как правило, оборудованным несъемной головкой. Приобретая такую модель, необходимо помнить о ее характерных особенностях – в большинстве случаев штатив невысокий и не может обеспечить полноценную поддержку фотокамере, особенно при вертикально ориентированном кадре. Для придания конструкции устойчивости ноги иногда крепятся к центральной колонне, что не позволяет комфортно менять угол их наклона.

Модели из алюминиевых сплавов более интересны с точки зрения качества съемки. Они могут работать даже с тяжелыми камерами и практически всегда допускают возможность регулировки ног как по углу наклона, так и по высоте. Такие штативы демонстрируют хороший баланс между ценой и качеством и великолепно подходят для съемок природы.

Карбоновые модели – лучшее, что может предложить современный рынок. Штативы из углеродного волокна используются и в качестве переносных, и в роли стационарных инструментов для студийной съемки. Именно в конструкциях из карбона реализованы все наиболее интересные идеи, доступные производителю.

Но при прочих равных углеродное волокно в несколько раз превышает по стоимости сплавы алюминия.

Какой купить штатив для фотоаппарата? Технические параметры

При выборе штатива необходимо обязательно учесть следующие его характеристики:

  1. Допустимая нагрузка. В техническом описании любой модели указано максимальное количество килограмм, которое может выдержать конструкция без риска поломки (при этом предоставляются два значения – для головки и для ног). Если штатив покупается по частям, следует убедиться в том, что грузоподъемность ног и головки совпадает. Для качественной фиксации фотоаппарата нужно, чтобы максимально допустимая нагрузка в несколько раз превышала вес камеры и объектива.
  2. Допустимая высота съемки. Обычно указывается наибольшее и наименьшее значение, при этом игнорируется тот факт, что и штативная головка, и сам фотоаппарат также имеют собственную высоту. Правильно установленная камера должна находиться на линии глаз фотографа. Для этого следует выбирать штатив, верхняя часть которого будет располагаться на уровне грудной клетки пользователя.
  3. Вес. Стандартно значение колеблется от 0,5 до 5 кг. Чем вес больше, тем грузоподъемнее и надежнее окажется конструкция, но с другой стороны ее будет не так-то просто транспортировать. Придется ориентироваться исключительно на вес камеры: к примеру, обычная любительская зеркалка требует штатива чуть тяжелее 1 кг.

Лучше всего приобретать штатив в оффлайн-магазине. Потенциальную покупку необходимо проверить, разложив и сложив. При этом следует убедиться в надежности зажимов и в плавности хода ножных секций конструкции.

Хороший штатив – незаменимый аксессуар в арсенале любого фотографа. Сделать правильный выбор несложно, если с должным вниманием отнестись к задаче.

Штатив

Штатив — коротко и ясно

Что такое штатив? Определение не сложно: штатив — это специальное приспособление (как правило, с выдвижными опорами) для жёсткой фиксации фотокамеры. Славное немецкое слово Stativ называют ещё греческим трипод («три ноги»), а по русски просто тренога:)  Применяется для устранения вибрации, дрожания, и, соответственно, смаза снимка. Штатив обеспечивает наилучшую устойчивость фотоаппарата на любом диапазоне выдержек, кроме того, служит для точного наведения (в цель!) и удержания камеры в нужном положении. Как правило, трипод используют при съёмки на длинных выдержках, необходимых при недостатке освещения.

!!!  Штатив незаменим в условиях слабого или ночного освещения и является лучшим стабилизатором изображения!

Подобное освещение враг любого фотографа. И здесь нелишне добавить: при съёмке ночью (без высоких ISO, без вспышки!) штатив равняет в возможностях и зеркальные фотокамеры и компакты. Ну, почти равняет!

Кроме того, штатив и автоспуск — верные друзья фотографа, когда нужно сделать автопортрет, или запечатлеть себя вместе с одноклассниками, семьей, или сослуживцами.

И, конечно, макросъёмка! Многие треноги оборудованы богатым функционалом для макрофотографии. Как правило, это возможность съёмки с низких (или необычных) точек, а также возможность точных подвижек камеры, о чём ещё будет упоминаться по ходу данной статьи.

Штатив следует выбирать не только по функционалу. Безусловно, начинать следует не с этого, а с характеристик, присущих всем моделям без исключения: это устойчивость к вибрациям, грузоподъёмность, высота и, разумеется, собственный вес треноги и размеры в сложенном виде.

Штатив — разновидности и устройство

Штативы существуют давно, со времён появления первой фототехники. Тогда длительность выдержки даже при хорошем освещении могла достигать огромных величин (первоначально часов, потом минут!), поэтому штатив и фотоаппарат были единым целым. Эта неразлучная парочка требовала от фотографа недюжиной выносливости и навыков профессионального грузчика 🙂

С тех пор светочувствительность материала возросла в разы, светосила объективов тоже, фотоаппараты стали компактными, а тренога как была, так и осталась верным спутником фотографа (а иногда и любителя-энтузиаста), ибо при плохом освещении длинные выдержки всё равно могут испортить шедевр!

Сегодня встречаются следующие виды штативов:

— тренога (самое распространённое)
— монопод (одноопорный телескопический стержень)
— струбцина (для жесткого крепления к различным предметам.)

и масса разновидностей…

Штативы бывают самые разные — высокие и маленькие, тяжёлые и легкие, настольные и карманные, профессиональные и любительские, с поворотным механизмом и (или) съемкой площадкой и без таковых. Изготавливаются из металла (часто — алюминиевый сплав), пластика, или углепластика (карбон).

Слева мы видим обычный штатив с максимально выдвинутой центральной колонной. Это увеличивает высоту треноги, однако в таком состоянии вибрация при съёмке может усиливаться сильнее. Смазанные снимки могут заставить вас опустить штангу (а возможно и ноги штатива) пониже.

Штатив, как и камеру, выбирают по своим потребностям: здесь наибольшее значение имеют такие характеристики, как рабочая высота, высота в сложенном состоянии, собственный вес, заявленная производителем грузоподъёмность… Характеристик много и мы ещё рассмотрим их более подробно.

Как устроен штатив
Тренога, как правило, состоит из складных ног-опор, поворотного механизма (штативная головка) и съёмной площадки, куда крепится фотоаппарат. «Ноги» представляют собой телескопические штыри (задвигаются друг в друга) и могут иметь несколько сочленений с фиксаторами. В итоге, штатив имеет возможность регулировки высоты — как складыванием-выдвиганием ног-опор, так и выдвиганием вверх-вниз центральной штанги.

Существуют два основных крепления фотоаппарата на штатив: резьба 1/4 (диаметр четверть дюйма) и 3/8 (диаметр три восьмых дюйма). Стандартная и более компактная резьба 1/4″ применяется, как правило, на всех 35 мм (и меньших «по рангу» и весу) фотоаппаратах — вплоть до мыльниц. Мощная резьба 3/8″ применяется при более значительных нагрузках.

Простой штатив уже имеет в своём составе встроеную штативную головку, но бывают и съёмные головы для разных задач, например, для фотосъёмки панорам. В этом случае ноги и головка покупаются раздельно 🙂  Съёмные могут иметь резьбу разных типов (1/4″ и 3/8″), поэтому для использования голов с иным креплением штатива нужен адаптер. Голову мы ещё рассмотрим более подробно, а сейчас вернёмся к выбору штатива.

Как выбрать штатив

По высоте
Какова должна быть максимальная (рабочая) высота штатива? По идее, максимальная высота может достигать уровня вашего роста. Но для путешествий лучше брать штатив с меньшей рабочей высотой, зато более компактный в сложенном виде. В конечном итоге, всё зависит от ваших целей и желаний. Поэтому брать самый низкий штатив для съёмки людей (и даже пейзажа), видимо, не стоит:)

По жёсткости, весу и конструкции
Что касается жёсткости, то главное правило одно — чем жёстче (и тяжелее!) штатив, тем лучше, поскольку лучше гасит вибрации. По идее, хороший штатив должен соответствовать, как минимум, весу фотокамеры. Но при фотосъёмке с телеобъективом желательно, чтобы вес нашей треноги превосходил массу фотоаппарата вместе с объективом. Смешно, но основной недостаток штатива это его габариты и вес:)  Развитие композитных материалов позволяет изготавливать штативы небольшого веса, которые выдерживают значительную нагрузку.

Конструкции тоже разнообразны. Есть совсем крохотные, где придуманы опоры состоящие из множества гибких шарнирных узлов, что позволяет установить трипод на любой поверхности, и даже закрепить камеру на столбе, или ветке дерева. В общем, вариантов много, а чтобы не запутаться выпишем характеристики на бумажку, прежде чем идти в магазин и выбрать штатив.
По старшинству примерно так:

грузоподъёмность штатива
вес штатива
рабочая высота штатива
высота в сложенном состоянии
количество секций
минимальная рабочая высота
материал.

Ну с, приступим…

Выбор штатива по характеристикам

грузоподъёмность штатива
Это вес нагрузки в кг, указанный производителем. Например, 8 кг. Значит, такую нагрузку выдержит штатив — скажет продавец. Последнее не всегда понятно: это максимальная нагрузка на слом штатива, самопроизвольное его складывание (с убийством фотоаппарата), или просто предел вибраций от веса камеры для получения чёткой фотографии 🙂  Можно смело делить цифру на 2, а то и на 3, но лучше всего провести эксперимент перед покупкой прямо в магазине: портит вибрация резкость на фото или нет. Грузоподъёмность штатива входит в число трёх самых важных его характеристик — наряду с весом и рабочей высотой.

вес штатива
Вес имеет значение! Чем тяжелее штатив, тем выше его грузоподъёмность (лучше держит камеру) и наоборот:)  Кроме того, следует ещё учитывать штативную головку (если покупаете отдельно), иногда её вес сопоставим весу самого штатива. И только вы можете определить, сколько времени готовы таскать за собой эту ношу и готовы ли таскать вообще — известно, треноги сами не ходят 🙂  В любом случае следует исходить из своих возможностей, и не только физических или финансовых: если у вас компактная камера, то нет смысла покупать дорогой и тяжёлый профессиональный штатив, выдерживающий 10 кг навешанной аппаратуры. Всё сказанное о весе и грузоподъёмности относится и к штативной головке.

рабочая высота штатива
Или максимальная рабочая высота. Подбираем по своему росту (чуть ниже, ибо камера на штативе увеличивает высоту), штатив в полный рост обеспечит комфорт при съёмке, ибо не нужно нагибаться 🙂  Кстати, поворотный экранчик камеры хорошо решает проблему. Помним следующее: максимально выдвинутая штанга здорово увеличивает высоту штатива, но сильно уменьшает устойчивость фотоаппарата к вибрациям. Поэтому, выбирая штатив, следует уточнить: рабочая высота с выдвинутой штангой, или нет.

высота в сложенном состоянии
Проще говоря, это габариты штатива для переноски 🙂 Чаще всего зависит от количества выдвжных секций. Чем больше секций, тем меньшую длину имеет штатив в сложенном состоянии.

количество секций
«Ноги» штатива представляют собой телескопические штыри, которые задвигаются друг в друга.

Имеют чаще всего от 3-х до 5 секций (сочленений с фиксаторами). А сколько нужно? Правило простое: чем меньше сочленений, тем лучше устойчивость фотоаппарата к вибрации. А чем больше — тем меньше габариты штатива! Пять секций могут создать минимальный размер в сложенном положении и большую рабочую высоту, но такая конструкция гораздо хуже противостоит вибрациям, поскольку не может устойчиво держать большой вес фотооборудования. Для лучшей устойчивости (при прочих равных) 3 секции имеют преимущество!

минимальная рабочая высота
Минимальная высота, с которой возможна фотосъёмка. В случае с переворачивающейся штангой высота может быть совсем маленькой, что создаёт дополнительные возможности фотографу. В макросъёмке это бывает незаменимо!

Кроме того, поворотная колонна может создать совершенно необычные точки съёмки.

материал
Алюминий, сплавы, композиты, карбон. Правило всегда одно: чем тяжелее штатив, тем лучше держит камеру. Но исключение, конечно есть! Штатив, сделанный из композиционных материалов (например, из карбона), легче и прочнее штатива из алюминия, а нагрузку держит такую же (и даже бóльшую). Это понятно. Из всякого правила всегда найдётся исключение, которое лишь подтверждает правило 🙂  Цена штатива из карбона, разумеется, не радует, отсюда анекдот: мне пришлось продать свой фотоаппарат, чтобы купить хороший штатив…

Штативная головка

Штативная головка (фотографы называют куда проще: «голова») штука весьма и весьма полезная — без головы, сами понимаете, никуда! 🙂  Она служит для крепления фотоаппарата к штативу, для изменения его ориентации (в пространстве, разумеется!) и жёсткой фиксации.

Голова бывает 3D, панорамная и шаровая.

3D головка
Эта «голова» позволяет изменять положение фотокамеры в пространстве, как правило, по трём осям — наклоняться вверх-вниз с помощью длинной рукоятки, наклоняться вбок, вращаться по горизонтали — и без перемещения штатива, что очень удобно. В общем, 3D пришло в фотодело, видимо, раньше всех:) Фотокамера надёжно крепится (все положения фиксируются винтами, замками), и прекрасно ориентируется в пространстве в 3-х измерениях.

Панорамная голова
Для съёмки панорам применяется специальная панорамная головка, которая очень хорошо приспособлена для поворота на различные углы. Среди них имеются градуированные головки с установленным механизмом перемещения фотоаппарата, причём не вокруг своей оси (как в недорогих панорамных головках), а вокруг т.н. нодальной точки, что даёт беспараллаксную съёмку панорам (из нескольких кадров), и их качественную сшивку в редакторе. Стоить панорамные головы могут очень дорого, от $300 и гораздо выше.

Головки на шаровой опоре.
главное их отличие от «3D» — фиксаторов гораздо меньше, а камера гораздо быстрее устанавливается в нужное положение, чем 3D-голова. Конструкция плавно вращается вокруг шара — раз повернул и закрепил! Легко и оперативно. Недостаток шаровых головок: сложнее точно откорректировать наклон фотоаппарата по каждой из трёх осей; не все модели приспособлены для съёмки панорам.

Кроме того. Штативная головка может быть оборудована жидкостным уровнем (для «ровного горизонта» при съёмке пейзажей), и специальными механизмами для дополнительных перемещений. Например, для макросъёмки может пригодится направляющая фокуса (рельсовая или макро-головка), в некоторых штативах можно вынуть центральную колонну и перевернуть её, при этом камера оказывается между его ног, что очень удобно для съёмки макро с нижних точек.

Съёмная площадка.
Служит для быстрой установки или снятия фотокамеры на штатив (штативную головку). Для крепления фотоаппарата применяется резьба на 1/4″ или 3/8″. С одной стороны площадки имеется штырёк с резьбой, с другой — затягивающий винт, слегка утопленный в корпусе (видно на снимке слева). Затягивать можно обычной монеткой.
Иногда съёмная площадка бывает несъёмной:) Т.е. представляет собой единое устройство вместе со штативной головкой.

Производители штативов

Дешёвые штативы стоят менее $60-70, они сделаны из алюминия и отличаются слабым функционалом. К таким более тяготеют Arsenal, Continent, Velbon и др. Это не значит, что они плохие — для лёгких фотоаппаратов (например, компактов) и простых задач — самое то. Особенно, если не подвергаете штатив сильным нагрузкам (предельный вес камеры + съёмка при сильном ветре), не роняете, не используете каждый день беднягу на износ, то может прослужить долго, возможно без поломок. Разумеется, само деление по фирмам и ценам весьма условно, у каждой фирмы могут быть штативы разного класса и ценового диапазона, но тенденция всё же есть.

!!!  Однако нельзя утверждать, что с помощью дешёвой треноги невозможно сделать очень красивые фотографии.

Штативы для требовательных любителей и энтузиастов имеют бóльшие возможности, которыми снабжают свои триподы фирмы Benro, Cullmann, Gitzo, Giotto´s, Manfrotto, RRS, Slik. Как правило, при цене более $100-150 это уже полупрофессиональный класс со съёмными головками (последние могут быть в комплекте, или за отдельные деньги). Отличаются высоким функционалом, головками для различных задач, разнообразными углами наклона ног (это позволяет быстро установить камеру не на ровной поверхности), поворотными и переворотными колоннами для макросъёмки… Материал — от алюминия до титана и карбона.

В верхнем ценовом диапазоне от $500-700 и выше (только за треногу!) могут быть профессиональные штативы: выдерживают большой вес, рассчитаны на интенсивную ежедневную работу, имеют высококачественные сочленения (и даже силиконовую смазку). Не взирая на использования дорогих композитных материалов могут быть очень тяжёлые (до 5 кг и более), и предназначены для съёмки в экстремальных условиях — например, при сильном ветре. В этом классе следует выделить Gitzo и RRS, хотя повторяю: чёткой границы не существует.

Штатив — навыки работы

Навыки работы не сложны. Закрепляем фотоаппарат в нужном положении, отключаем стабилизатор изображения (если есть), делаем предварительный подъём зеркала (если фотокамера позволяет), устанавливаем нужную выдержку, и снимаем с помощью автоспуска (или пульта дистанционного управления). Все эти «меры предосторожности» необходимы для того, чтобы исключить возможное колебание от нажатия пальца, или хлопка зеркала — особенно если штатив лёгкий, или не очень жёсткий. Слева мы видим пример ночной съёмки — с выдержкой в 3 сек. Время экспозиции весьма почтенное. Если снимать с рук, не используя штатив, то за такое время смазались бы не только огни и силуэт промчавшейся мимо фуры, но и весь Великий Новгород в придачу…

Как выбрать штатив в магазине

Как выбрать штатив? Очень просто. В магазине обязательно выдвигаем ноги штатива на максимальную высоту, ставим на него фотоаппарат. Если штатив не сломался под тяжестью вашей камеры, не упал, и не сложился — уже хорошо:)  Но это ещё не всё: снимаем на длинной выдержке, например, 2 сек. Если освещение хорошее и такая длинная выдержка не получается, то проще всего перевести камеру в режим «приоритет выдержки» и установить её принудительно (тогда автомат поставит нужную диафрагму самостоятельно). Щёлкнули, увеличиваем, смотрим…

Далее выдвигаем штангу и повторяем эксперимент. Не всегда будет резкость (полностью выдвинутая штанга может всё же вибрировать), и тогда придётся решать чисто Шекспировский вопрос: быть или не быть? Вообще, принято довольствоваться выдвижением штанги сантиметров на 10, не более (при чётких снимках), но если у вас лёгкий компакт, то почему бы не поднять и выше: здесь всё зависит от вашей требовательности.

Если снимки получились резкие и не размазанные, то штатив подходит весу вашего фотоаппарата. Или фотоаппарат штативу… Проверяем работу замков, винтов…

Если устраивает по размеру, весу, цене, удобствам и
резким фотографиям — можно смело брать!

Выбираем штатив. Советы новичкам


Серия: Фототехника

Когда перед фотографом возникает задача надежно установить фотокамеру с возможностью свободного и удобного позиционирования, естественный выбор — штатив для фотоаппарата. Многие наверняка уже не раз задумывались о покупке штатива. Но сколько денег на это может уйти? И как выбрать наиболее подходящую модель? Попробуем дать несколько рекомендаций.

Общие рекомендации

Сейчас на рынке присутствует огромное количество моделей штативов. Они разделяются конструкцией, материалом, фирмой-изготовителем… Я предлагаю сразу отсеять модели, которые не подходят вам по росту. Разложите штатив и установите на него свою камеру (в большинстве магазинов это сделать разрешают). Если для того, чтобы заглянуть в видоискатель, вам приходится наклоняться — такой штатив вам мал.

Теперь исключим излишне слабые модели. Каждый штатив характеризуется максимальным весом камеры, на работу с которой он рассчитан. Посмотрите в документации на вашу аппаратуру, сколько весит ваш фотоаппарат и ваш самый тяжелый объектив. Лучше брать штатив с солидным (двукратным) запасом по максимальному весу камеры. Это существенно облегчит вам жизнь в дальнейшем.

Хороший штатив тот, который весит много. Это с точки зрения камеры. Ведь тяжесть штатива во многом определяем его устойчивость. А для фотографа — наоборот: хороший штатив — легкий штатив. Постарайтесь найти для себя золотую середину: выбрать ту модель, которую сможете без проблем носить с собой.

Естественно, чем больше в конструкции применено металлических элементов, тем конструкция надежнее. Старайтесь по возможности выбирать штативы с металлическими защелками и механизмами.

Хотя встречаются и довольно надежные “пластиковые” модели. Но это скорее исключение из правила.

Шкаф шоковой заморозки

Холодильное оборудование hi-end класса, такое как шкаф шоковой заморозки Sagi позволит вам одновременно заморозить что-то одно и бережно охладить другое. Две автономных охлаждающих камеры оборудования программируются независимо и могут одновременно использоваться для выполнения обеих функций.
Емкость камер — до 20 кг.

Варианты конструкции

Самый простые варианты конструкции штатива предполагают установку камеры непосредственно на штативную голову-площадку, которая может быть поворачиваться вокруг своей оси в горизонтальной плоскости и наклоняться вниз и вверх. От этих моделей лучше отказаться. И сейчас вы поймете, почему. С них можно снимать только горизонтально ориентированный кадр.

А если вам захочется снять вертикальный кадр, то понадобится штатив, у которого площадка может подниматься в вертикальное положение. Это уже модели следующего уровня. Если захотите купить такой штатив, проверьте, насколько надежно фиксируется площадка с вашей камерой в вертикальном положении. Чем жестче — тем лучше.

Кстати, все более-менее приличные модели штативов оснащаются съемной площадкой. То есть вы прикручиваете площадку к камере, а на штативе крепите ее при помощи защелки. Это очень удобно, когда нужно быстро снять или надеть камеру на штатив. Камера с прикрученной штативной площадкой может “жить” у вас в фотосумке постоянно. У дешевых моделей площадки могут сильно различаться. Более дорогие модели оснащаются стандартными площадками, которые можно купить отдельно в случае потери.

Следующая категория штативов — штативы со сменной головой. Покупая такой штатив, вы приобретаете только “ноги”. А голову выбираете отдельно.

Бывают так называемые 3D-головы: три фиксирующих винта для наклона в трех плоскостях.

Бывают и более специфические варианты: специальные головы для панорамной съемки, головы для видеосъемки с плавным ходом… Выбор огромен! Но это уже профессиональный сегмент техники, и стоят такие штативы и головы довольно дорого.

Выбор производителя

Так уж исторически сложилось, что изначально штативы разрабатывали и делали несколько именитых производителей. Но в последнее время появилось много азиатских производителей, которые частично скопировали наиболее удачные модели и выпускают их по более низким ценам. Зачастую такие клоны представляют собой довольно неплохое решение для фотографа-любителя: они достаточно надежны и удобны (конструкция-то оттачивалась годами перед тем, как была скопирована). А некоторые технологические недостатки любитель может даже и не заметить за несколько лет работы с таким штативом. Но нужно отдать должное, есть у относительно молодых брендов и свои разработки. Так что я бы советовал смело выбирать из следующих брендов: Manfrotto (это очень именитый производитель, и его модели стоят соответственно), Giotto’s, Gitzo, Benro (эти штативы могут стоить дешевле более именитых аналогов), Rekam, Velbon, Cullmann, Slik. Есть и другие производители, в модельных рядах которых встречаются хорошие варианты. Но важно понимать, что в конечно счете многое зависит именно от конкретно взятой модели штатива, а не от производителя.

Источник: Георгий Полицарнов, преподаватель курсов


Предыдущая статья     Следующая статья


С этой статьей читают еще:


Буду признателен за плюсики, лайки и ретвиты! Заранее спасибо!

Оцените и поделитесь с друзьями!

Комментировать через «ВКонтакте»:


Обмен постовыми

Всем доброго времени суток. С радостью обменяюсь постовыми с вашими блогами или сайтами. Требования к обмену:

  1. Сайт или блог должен быть на фото, видео или свадебную тематику.
  2. Домен 2 уровня. Рассмотриваются сайты как на бесплатном, так и на платном хостинге.
  3. ТИЦ и PR роли не играют.
  4. Посещаемость > 40 уник/сутки с поисковых систем.

Также на блоге публикуются гостевые посты. Требования к гостевым постам:

  1. 1 внешняя ссылка.
  2. Объем от 1500 символов без пробелов.
  3. Статья должна быть написана на фото, видео или свадебную тематику.

Пишите на email: petrovideo@ya.ru

.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *