Интервью со спортсменом

 

Содержание

Интервью на заданную тему…

– Вадим Константинович, хотелось бы начать наш разговор с определения терминов. Какое значение Вы вкладываете в понятия «физическая культура», «физическое воспитание»?

– Слово «культура» означает «возделывание, взращивание». Физическая культура – это часть культуры общечеловеческой, она возделывает, взращивает «физическое» в человеке. Если давать более научное определение, то физическая культура – это система педагогических действий, позволяющая активно воздействовать на формирование физических качеств человека.
Конечно, очень многое зависит от врожденных физических качеств каждого отдельного ребенка, но кое-что и мы можем сделать. Главное – сделать это вовремя, потому что, если мы опоздаем, то, как говорится, поезд уйдет. Природа создала это расписание (так называемые сенситивные периоды, когда дети наиболее чувствительны к педагогическим воздействиям), и мы обязаны ему следовать.

– Можно ли сказать, что дети, выбирая те или иные спортивные секции (учебно-тренировочные группы), тем самым показывают, какой сенситивный период у них в данный момент, и интуитивно выбирают действительно оптимальную для себя нагрузку?

– Все не так просто. Часто они выбирают для себя специализацию совсем по другим основаниям, например, за компанию со своими друзьями. И тут ничего не поделаешь. Но в нашей концепции заложено очень важное положение: человек может изменить свой выбор тогда, когда захочет. Поэтому, если ребенок пришел на тренировку «просто так», если ему неинтересно заниматься данным видом спорта, он уйдет из этой группы довольно скоро.
У нас есть очень простая формула: дети остаются в тех тренировочных группах, в которых они чувствуют себя наиболее успешными, значит, и работа там идет с максимальной эффективностью.

Бывают, конечно, такие настырные, упорные ребята, что не бросят никакое занятие, пока не станут в нем лучшими, пусть даже ценой огромных усилий. Таких мало, но они есть, и в этом тоже нет ничего плохого. За счет регулярных тренировок в любом виде спорта идет активное стимулирование и развитие различных физических качеств, а это и есть главная цель при обучении физической культуре в школе.

– В чем основное отличие программ, которые Вы предлагаете для общеобразовательных школ, от программ для спортивных школ?

– Самое главное отличие – в объеме занятий. С одной стороны, дети занимаются спортом гораздо больше, чем на уроках физкультуры в общеобразовательных школах: тренировки проходят три раза в неделю по полтора-два часа, меньшее количество занятий просто бессмысленно. Два урока физкультуры в неделю скорее вредят, а не помогают, потому что вызывают лишь отвращение к занятиям, что мы часто и наблюдаем: если в пятом классе физкультуру любят почти все, к десятому-одиннадцатому классу большинство детей этот предмет не любят и делают все, чтобы уроки не посещать. С другой стороны, объем тренировок, который обычно предлагается в спортивных школах, не нужен основной массе ребят. Поэтому по предлагаемым нами программам дети тренируются гораздо меньше, чем в спортивных школах, и интенсивность этих тренировок гораздо ниже.

– Но если ребенок сменил вид спорта, пришел в группу, которая уже долгое время тренировалась, он же будет менее подготовлен, чем остальные ребята. Как же работать учителю?

– Дело в том, что учебно-тренировочные группы не привязаны ни к расписанию, ни к возрасту. В одной группе могут быть акселераты и дети с замедленным развитием, главное, чтобы их уровень физического развития, их биологический возраст, был примерно одинаковым.

– Скажите, а все дети выбирают спортивную специализацию или есть исключения?

– Некоторые ребята предпочитают заниматься понемногу разными видами спорта или физическими упражнениями, не связанными с узкой спортивной специализацией. Наш опыт показал, что таких примерно 10–15%, и для них мы создаем специальные группы «общей физической подготовки». Выбор – это сложный социально-психологический процесс, которым, на мой взгляд, не нужно управлять, за ним нужно наблюдать и следовать ему.

– Больше всего педагоги волнуются о тех детях, которые освобождены от физкультуры по болезни. Что будет с ними, если уроки заменить тренировками?

– Мы уверены, что детям с ослабленным здоровьем, которые перенесли заболевания, заниматься физической культурой еще более необходимо, чем остальным, здоровым ребятам. Другое дело, что режим занятий у них должен быть иным. Мы создаем для них специальные группы, но эти ребята часто занимаются и в тренировочном режиме, правда, не с той же интенсивностью и не в таких объемах, как остальные дети.

– Разве врачи допускают их до тренировок?

– Мы имеем дело с теми медиками, которые разделяют наши основные принципы. Конечно, если врач категорически не разрешит заниматься, мы не возьмем ученика на тренировку, но такого у нас не бывает: если ребенок пришел в школу, как бы он ни болел до этого, правильно выбранная физическая нагрузка ему только поможет.

– Нужно ли пересматривать медицинские нормы допуска до занятий физической культурой?

– Согласно этим нормам, ребенок должен начать заниматься со второй недели после своего рождения. Массаж – это тоже физическая культура. Так что медицина с нами шагает в ногу.

– Почему же в школах так много освобожденных от физкультуры? Именно освобожденных, которые во время уроков сидят на лавочках в спортзале и мирно беседуют?

– Эта проблема не такая простая. Дело в том, что многие освобождаются от физкультуры вовсе не потому, что они больны, а потому, что они просто не хотят заниматься, для этого и справку достали (или купили). Детям не хочется заниматься той физкультурой, которую им предлагают учителя, – вот в чем причина.

– Во многих школах России в школе есть только один учитель физической культуры. Видите ли Вы варианты внедрения спортивно-ориентированного преподавания в таких школах? И в школах, в которых нет вообще спортивного зала?

– В такой ситуации может найти выход только учитель, являющийся фанатом, энтузиастом своего дела.

Я работал в школе преподавателем физкультуры в 1954 году. Тогда всего за один год мы вместе с коллегами, ребятами и их родителями построили стадион возле нашей школы, причем все делали вручную. Можно сделать все, но для этого нужно слишком много сил, а для людей одержимых никаких преград не существует. Нет спортивного зала? Зато есть лес, парк, озеро. Нужно только выбрать другую стратегию занятий: зима – лыжи, лето – легкая атлетика. А выбор занятий можно организовывать по-разному, было бы желание.

– Получается, что все снова ложится на плечи учителей. С них снова будут еще больше требовать…

– Недавно на самом высоком уровне я сказал, что с такой инфраструктурой в физвоспитании, как у нас, нечего думать о здоровье наших детей. Мы ничего никогда не добьемся. Первая наша задача – преобразование этой инфраструктуры: должны быть совсем другие спортивные сооружения, многоцелевые залы, в которых должны иметь возможность заниматься дети из разных школ.

– Почти половина школьников России учатся в сельских и поселковых школах. Им эти комплексы будут недоступны.

– Зато там дети совсем другие: менее избалованные городскими премудростями. Я заметил, что в сельских школах дети интеллектуально очень высоко развиты. Они от природы любознательные, я вообще думаю, что сельская школа – это золотой фонд России. Нужно только выбрать правильную стратегию использования существующих там факторов.

– Понятно, что заниматься спортом можно и на улице. Но как же быть, если в школе работает только один учитель физкультуры? О каком выборе при этом может идти речь?

– Выбор можно организовывать по-разному. Во-первых, один учитель-профессионал может достать нужную литературу, вести разные секции. Тем более что в этих школах и детей не так много, вполне можно справиться. Можно заниматься с детьми различными видами спорта, но при этом нельзя забывать, что дети действительно научатся только в одном случае: если то, что они делают (даже по указанию педагога), им нравится. При этом внутренний мир ребенка мобилизуется на стремление к совершенствованию.

– Что Вы хотели бы сказать в заключение преподавателям физической культуры, нашим читателям?

– Формула простая: человек свободен. Он за все платит сам. За веру, за неверие – за все. Нельзя заставить ни взрослого, ни ребенка делать то, чего он делать не желает.

 

Вопросы, появившиеся после доклада
Вадима Константиновича БАЛЬСЕВИЧА,
задавала Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Интервью с участником сборов

Наш небольшой разговор с Соколовым Дмитрием состоялся во время следования в город Одесса на сборы, которые проходили 15-17 сентября.

Дмитрий Соколов связал свою жизнь с киокушином более 15 лет тому назад. Занимался многими восточными единоборствами, но все-таки остановил свой выбор на карате Масутатцу Оямы. Дмитрий является многократным чемпионом и призером Международных соревнований, Чемпионатов и Кубков Украины. Обладатель 1-го дана. Член команды сборной Украины.

Корреспондент : В данный момент находимся на трассе Киев-Одесса, до пункта назначения еще как минимум 250 км. Для того чтоб успеть на утреннею тренировку выезд организовали в пол пятого утра, как настроение?

Спать не хочется?

Соколов Дмитрий: Настроение бодрячком! (улыбается) Спать не хочется абсолютно, единственное, о чем думаю, так это побыстрее доехать и переодеться в доги, а после тренировки поехать купаться на море.

К.: К тренировки естественно готов?

С.Д.: Конечно готов!

К.: Как относишься к сборам, получается, что все выходные придется потратить, плюс ко всему еще и за рулем ехать? Не лень?

С.Д.: Даже как-то не задумывался о том, что это может кому-то показаться сложным, меня уже к этому тянет, я привык быть в кругу спортсменов, уделять свое свободное время киокушину. А так вообще люблю летние сборы, что может быть лучше, чем купание в море после тяжелой тренировки. Одесса это вообще мой любимый город, помимо сборов я тут бываю очень часто по работе.

К.: Что ожидаешь от сборов в Одессе?

С.Д. Встряхнуться вначале сезона, задать нужный темп и начать подготовку к предстоящим соревнованиям. На самих сборах хотелось бы увидеть спортсменов, узнать какой уровень подготовки, пообщаться с друзьями и весело провести время.

К.: Какие ориентиры по подготовке ты себе ставишь?

С.Д.: Для начала удачное выступление на Чемпионате Украины, а потом и на Чемпионате Европы.

К.: Какой настрой на Чемпионат Европы? Я знаю, у тебя уже есть опыт участия на таком турнире?

С.Д.: Да опыт действительно есть, но теперь ставлю перед собой задачу получить помимо опыта еще и призовое место, так что настрой только боевой.

К.: Я знаю, что ты работаешь в одной крупной международной компании, и я уверен, что она отнимает у тебя достаточно много времени, как же ты находишь время для тренировок, тем более для выступления на турнирах? Обычно люди, которые где-то серьезно работают, абсолютно забывают про спорт.

С.Д.: Это уже зависимость, если так можно сказать, киокушин для меня стал образом жизни, а когда так происходит, то время ты находишь. Тут главное желание, как говорится, человек имеющий желания — ищет возможности. Человек не имеющий желания — ищет причины.

К.: Спасибо за приятную беседу.

Дата добавления: 2012-10-05< Со спортсменамиГлавная >


Продолжаем тему, начатую в сочинении Мой любимый вид спорта и в диалогах о спорте, теперь поговорим о людях.

My favorite sportsman is Michael Schumacher.

During his distinguished career, he broke many records in Formula One racing.

He was twice named the sportsman of the year and is the second richest sportsman of all time and nations, second only to basketball player Michael Jordan.

But important is not his wealth and not even records, Schumacher has become a symbol of the desire for a goal, a symbol of speed. Focused on his business, he reached the heights of skill. It’s inspiring.

Looking at Michael, I want to become the best in my business. Schumacher is a good example for teenagers, he shows what can be achieved if you try, work and improve yourself.

Перевод.

Мой любимый спортсмен — Михаэль Шумахер.

Во время своей выдающейся карьеры он побил множество рекордов в автогонках Формула 1.

Он был дважды назван спортсменом года и является вторым богатейшим спортсменом всех времён и народов, уступая лишь баскетболисту Майклу Джордану.

Но важно не его богатство и даже не рекорды, Шумахер стал символом стремления к цели, символом скорости. Сосредоточенный на своём деле, он достиг вершин мастерства. Это вдохновляет.

Глядя на Михаэля, хочется и в своём деле стать лучшим. Шумахер хороший пример для подростков, он показывает чего можно достичь, если стараться, работать и самосовершенствоваться.

Почитайте наши спортивные подборки: футбол, баскетбол, хоккей.

Alexander Karelin is my sports idol.

He was born Siberia, like me, at age 13 began to engage in wrestling. This is a very large and strong man, like Hercules from ancient myths. He is like a rock hanging over the adversaries.

During his career, he won three Olympic gold medals, won in nine world championships.

He remained undefeated for more than thirteen years.

887 victories and only two defeats, for which he took revenge. Such a number of victories is not only evidence of tremendous physical strength, but also the result of intellectual work, the correct evaluation of the enemy, the ability to take advantage of the current situation.

At Karelin I’m learning to take the most out of the current moment and make the most of my skills.

Перевод.

Александр Карелин — мой спортивный кумир.

Он родился Сибири, как и я, в 13 лет начал заниматься борьбой.

Это очень большой и сильный человек, словно Геракл из древних мифов. Он как скала нависает над противниками.

За свою карьеру он выиграл три золотые олимпийские медали, одержал победы в девяти чемпионатах мира.

Он оставался непобеждённым на протяжении более тринадцати лет.

887 побед и только два поражения, за которые он взял реванш. Такое количество побед свидетельство не только огромной физической силы, но и результат интеллектуальной работы, правильной оценки противника, умения воспользоваться сложившейся ситуацией.

У Карелина я учусь брать максимум из текущего момента и максимально использовать свои навыки.

Подписывайтесь на бесплатный курс английского языка по e-mail.
Тематические топики, видео и советы по обучению. Учите язык удобно.

Неизвестные герои

Российские паралимпийцы завоевали 24 медали на Играх в Пхёнчхане. Однако новоиспечённые звёзды паралимпиады не купаются в лучах славы после блистательного триумфа, как некоторые победители Олимпийских игр 2018 года. Российские фигуристки Алина Загитова и Евгения Медведева, а также теннисистка Мария Шарапова вошли в список 25 самых популярных спортсменок 2018 года по версии американского спортивного телеканала ESPN. Отмечается, что в критерии рейтинга входят частота поисковых запросов, рекламные контракты и количество подписчиков в социальных сетях. 

Шестикратный чемпион Паралимпийских игр Сергей Шилов рассказывает: «Узнают те люди, с которыми мы начинаем общаться, которые живут рядышком. Которым я рассказываю, что есть такой вид спорта. Они начинают узнавать, начинают интересоваться только после этого».

Валерий Редкозубов в 31 год потерял зрение из-за взрыва на руднике, где он работал. Сейчас он дважды золотой и трижды бронзовый призер Игр. 

Екатерина Румянцева, для которой Игры в Пхёнчхане стали первыми, росла в детдоме — родители отказались от неё сразу же после рождения. Сегодня у девушки — три золота и два серебра. Анне Милениной, с ее родовой травмой руки, врачи вообще запрещали заниматься спортом, даже шахматами. Говорили, что это опасно для здоровья, но она не послушалась и завоевала целых семь золотых медалей.

Шестикратной паралимпийской чемпионке Михалине Лысовой врачи тоже с детства советовали забыть о спорте. Врожденные катаракта, амблиопия, афакия — это не больше 10 процентов остаточного зрения.

Михалина метко стреляет: в биатлоне для слабовидящих целятся по звуку: чем ближе к центру мишени — тем громче сигнал. Сама девушка подчёркивает: «Я не могу сказать, насколько плохо вижу, так как не знаю, что значит видеть хорошо».

Андрей Мещеряков, попавший в 2003 году в аварию на скользкой дороге, — член паралимпийской сборной России по кёрлингу  и чемпион мира по плаванию. В спорте Андрей искал уверенность, которой не хватало после получения травмы. Там он, человек на коляске, её и нашел: уверенность помогла ему подойти к Кате и создать семью. Сейчас у пары двое детей. Андрей рассказывает, что семья и дети — настоящая победа, которая дороже олимпийского золота. 

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *